В ряду древних русских
богов, Рода, Сварога, Перуна и других, обычно пропускают Крышня, а между тем, он
– один из главных. Напомним о его деяниях.
Крышень (в Индии его называли Кришной) – сын Всевышнего и богини Майи, то есть
он доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя и был значительно младше
его. Он появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то
время на мир Яви обрушились великие холода. Люди утратили дар богов, огонь, и
вымирали, замерзая.
Причиной этих великих бедствии был Чернобог. Крышень слетел
с небес на белогривом коне, дал людям огонь, а потом сразился на берегу
Ледовитого океана с Чернобогом и победил его. Это деяние Крышня воспето в
священной «Книге Коляды»:
Зажигайте Огонь Священный!
Пусть пылают огни горючие – высоко до самого неба!
Почитайте и помните Крышня,
Сына Златой Майи и Вышня!
Победу нового бога небожители решили отпраздновать в Яви. Но сам герой
воспротивился, спросил: «Почему вы пьете сами священной напиток сурью, но не
даете ее людям?» И поскольку никто не захотел ему ответить, Крышень оседлал
птицу Гамаюн и взлетел на ней в Синюю Сваргу, к своему отцу Вышню. Там Крышень наполнил чашу сурьей и принес на землю
людям. Об этом также есть запись в «Книге Коляды»:
Сурья – мед, на травах бродивший!
Сурья – также и Солнце Красное!
Сурья – Вед понимание ясное!
Сурья – след Всевышнего Вышня!
Сурья – истина бога Крышня!
«Книга Коляды», II, 6
Сурья – это согревающий медовый напиток, позволивший людям выжить в условиях лютого холода. Но это не дурманящее зелье, ведь оно давало «Вед понимание ясное». Как и из чего готовилась сурья? Исследователь русских верований и обычаев Юрий Миролюбов дал детальный рецепт приготовления этой суряницы.
«Для приготовления этого напитка требовалось около килограмма высевок, которые варили на воде, затем сваренный настой пропускали через сито, и это действо называлось "сеять суряницу". Затем, сварив около ведра зеленой травы, ее тоже лили через сито, на дно которого клали овечью шерсть».
Нужно сказать, что у древних индийцев, которых по их священным книгам, Ведам, Миролюбов называет ведийцами, русская сурья называлась сомой, а иранские арийцы знали ее под именем хаомы. Поясним, что высевки – это шелуха, содранная с зерна на мельнице жерновами и остающаяся еще в муке.
Но вернемся к рецепту приготовления священного арийского напитка:
«Процедив зеленый отвар, к нему прибавляли четверть объема меду. Жидкость к этому времени
должна быть еще теплой, но уже не горячей. В нее добавляли сухих, ягод
шиповника, вишен, терну, слив, груш, яблок и муки.
Все оставляли стоять три дня, а после этого, добавив изюму, запускали дрожжами,
для чего жидкость подогревали отдельно и, примешав ко всему, оставляли в
деревянной кадке. Три-четыре дня все бродило. После первого брожения к сурянице
добавлялась кружка молока и наливалась мерочка топленого масла. После двух
недель сильного брожения, к ней прибавляют еще меду или сахару и делают
небольшое количество заварного хмеля, которое и прибавляют. После второго
брожения бочку закрывают "кружком", то есть вставляют глухое днище, и так
оставляют выстояться с месяц. Через месяц днище выбивают и пробуют. Если
суряница еще очень сладкая, то ее оставляют снова выбродить, а затем наливают в
чистый бочонок, в который кладут дубовых деревяшек, лучше в зеленой коре».