Мир варваров
История Индии
Современная цивилизация
История Японии

Иван Данилович

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Иван Данилович — богатырь, упоминаемый летописью и былиной. В летописном Никоновском своде XVII века в рассказе о битве при реке Супое, происшедшей в 1136 году между Ольговичами черниговскими и киевским князем Ярополком Володимеровичем, упоминается, что в числе многих храбрых мужей ярополчих и его братьев был убит Иван Данилов, славный богатырь. Хотя выражение "славный богатырь" принадлежит позднему времени, но фактическая обстоятельность рассказа Никоновской летописи о битве при Супое, сравнительно с рассказом о том же событии летописей Ипатской и Лаврентьевской, показывает, что составитель Никоновского свода в данном случае пользовался неизвестным нам местным киевским свидетельством об этой битве.

Битва при Супое, в которой киевская дружина потерпела сильное поражение от черниговской, усиленной наемными половцами; сеча, в которой легло много выдающихся "храбров" и было перебито много князей, должна была оставить по себе надолго память в дружинной среде. В этой битве пал и византийский царевич Василий Леонович (Марич), внук Владимира Мономаха. Можно поэтому предположить, что Иван Данилович, названный славным богатырем, пользовался в свое время в дружинной среде громкой известностью и что его имя упоминалось в какой-нибудь исторической дружинной песне.



Сеча
Сеча
Картина художника Виктора Королькова

В числе современных былин известна лишь одна (Киревский, выпуск III, стр. 39-41) и при том сильно искаженная, в которой действующее лицо называется Иваном Даниловичем. Открывается она тем, что сильный могучий богатырь Данило Игнатьевич, служивший у князя Владимира, удаляется на старости в монастырь. Узнав об его уходе из Киева, неверные орды требуют у князя Владимира поединщика, угрожая сжечь Киев и полонить князя. Владимир опечалился. К нему является двенадцатилетний сын Данилы Игнатьевича и вызывается на бой с татарами. Затем, взяв благословенье у отца, Иван выезжает против татар, избивает их и ложится в шатре среди поля отдыхать. Отец, долго не видя его возвращения, выезжает из монастыря, чтобы отыскать сына, но сам едва не убивает его, приняв его за татарина.



Тот же сюжет, но с большими подробностями, встречается в других былинах, прикрепленных к имени Михаила Даниловича. Как во многих других былинах, к имени исторического лица прикреплен бродячий сказочный сюжет, в данном случае широко распространенная на Востоке и Западе фабула о малолетнем богатыре, замещающем cвoeгo престарелого отца и сталкивающемся с ним по незнанию. Развязка боя отца с сыном то трагическая, то счастливая.