Боян

Боян – мифический древнеславянский певец, имя которого упоминается несколько раз в знаменитом литературном памятнике "Слове о полку Игореве". В русском обществе 19 столетия слово Боян во многом являлось нарицательным для именования поэта. И, кроме того, в это время почти все славянские народы стали считать Бояна своим певцом. В действительности, однако же, это историческое или мифическое лицо всецело принадлежит России, и только в русском литературном памятнике можно найти сведения о Бояне. В "Слове о полку Игореве" имя Бояна повторяется четыре раза, и все случаи разобраны подробно двумя русскими учеными, которые почти ни в чем не согласны друг с другом.

Всеволод Миллер в своем "Взгляде на Слово о полку Игореве" считает Бояна чисто мифическим лицом, мудрым чародеем, другой же русский ученый, Александр Афанасьевич Потебня, смотрит на Бояна как на историческое лицо, жившего в действительности певца, современника Всеслава. Даже этимология имени различно объясняется: сторонники произношения "Баян" производят это слово от баяти, то есть рассказывать; по всей вероятности, глагол этот повлиял на изменение слова Боян в Баян. Но и слово Боян можно различно объяснять: оно или происходит от глагола бити и должно обозначать воина, но тогда, как, впрочем, и в первом случае, трудно объяснить, почему здесь является окончание страдательного причастия; или же, как думает Потебня, слово Боян происходит от слова боятися и образовалось подобно многочисленным другим именам личным, как Стоян, Ждан, Неждан, Жаден, Хотен и т.п.; в таком случае оно, по всей вероятности, дано было ребенку, появления которого на свет почему-либо боялись.

Боян картина Виктора Васнецова
Боян, картина художника Виктора Васнецова

Как бы то ни было, из "Слова о полку Игореве" мы можем сделать заключение, что Боян был певцом, который снискал себе громадную славу своим искусством, состоящим не только в сочинении стихов, но и в пении их при аккомпанементе какого-то музыкального инструмента, на струны которого "выкладались вещие персты". Боян пел песни разным людям, а в особенности князьям, и тогда своей мыслью летал по всей земле и поднимался к облакам; он тоже мог своей песней воодушевить войско, идущее в поход, зажечь в сердцах воинов жажду славы и огонь мужества, сопоставляя их с воинственными предками. Боян в своих песнях, видно, не придерживался строго исторической традиции, но давал широкий простор своему "замышлению", которому автор "Слова" противопоставляет "былины сего времени". В общем, вопрос о Бояне принадлежит к числу наиболее темных мест загадочного литературного памятника "Слово о полку Игореве", над разъяснением которого русские ученые трудятся вот уже более ста лет. Автор статьи Елпидифор Барсов, "Слово о полку Игореве" (1887-1890).