Энциклопедия мифологии
История древних славян
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Болван Тмутараканский

Болван Тмутараканский впервые упоминается в славянских литературных памятниках в "Слове о полку Игореве": "Див кличет вверху древа, велит послужити земле незнаеме Велзе, и Поморию (Аральскому), и Посулию (побережью Сулы), и Сурожу, и Корсуню и тебе, Тмутараканский болван". Исследователи "Слова о полку Игореве", переводя и приурочивая эти имена к той или другой местности, затруднялись дать объяснение последнему слову: обыкновенно его переводили словом идол и даже для объяснения его происхождения признавали памятник царицы Комозории (в виде каменного пьедестала), найденный в 1805 году археологом Келлером на берегу Ахтанизовского лимана, за сам идол Болван Тмутараканский. Другие историки полагали, что это каменная половецкая баба; третьи желали видеть в нем Тмутараканский камень с надписью 1068 года, и, наконец, профессор Иловайский поясняет слова Болван Тмутараканский как Тмутараканский пролив (под которым разумеется Тмутараканское побережье), исходя из древнего значения "болвана" — в смысле волны, в соответствии с польским bałwan, что означает и чурбан, и волну.

Тмутаракань — древнерусская область на восточном берегу Азовского моря, принадлежавшая в древности хозарам; население ее было смешанное — из хозар, угров, готов и других народов. Со времен Святослава в Тмутаракани начинается русская колонизация. При Владимире Святом Тмутаракань входит в состав Русского государства. Тмутаракань долго служила убежищем для обиженных русских князей. Степное приволье, соседство с воинственными полудикими народами, из которых можно было постоянно черпать контингент для наемного войска, полукочевой образ жизни соседних народов — все это способствовало тому, что Тмутаракань сильно влияла на русское государство. По своему внутреннему устройству Тмутаракань очень похожа на основанную новгородцами вольную общину Вятку или на южный Берлад. Впервые Тмутаракань померилась силой с Киевом при Мстиславе и взяла верх. После Мстислава в Тмутаракани княжили и жили в разное время Глеб Святославович, Ростислав Владимирович, Роман, Борис и Олег Святославичи. Князья Святославичи вели продолжительную междоусобную борьбу со своими дядьями, опираясь на половцев и другие народцы, жившие близ Тмутаракани. Временами Тмутаракань была в зависимости от Киева, назначавшего туда посадников; так, известен посадник Ротибор, поставленный Всеволодом Ярославичем Киевским. В начале XII столетия Тмутаракань попадает в руки половцев,  сведений о Тмутаракани практически не появляется и она исчезает из русских летописей.










Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова




При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd