Зилоты

1. Зилоты – иудейская религиозная партия, игравшая значительную роль в последние годы борьбы иудейского народа за свою политическую самостоятельность. Свое название (греческое Ζηλώται– ревнители – у Флавия и в евангелии Луки VI, 15) партия получила за ту "ревность", с которою она отстаивала интересы народа. Это была действительно партия "непримиримых", которые, будучи проникнуты идеалами древней теократии, с прискорбием видели, как далеко не соответствовала им действительность. Если избранный народ должен осуществить свое великое предназначение (а в этом у зилотов не было ни малейшего сомнения), то необходимо низвергнуть иго язычников и вновь восстановить завет с Иеговою.

Война с Римом стала главной задачей партии; руководясь девизом: "Нет владыки кроме Иеговы; нет подати, кроме храмовой, нет друга кроме зилота", она стала постоянным источником тревоги и затруднений для римского правительства. Из зилотов то и дело выходили отчаянные мятежники, вроде Иуды Галилеянина, которые производили опустошения и причиняли римлянам мaccy хлопот, нанося иногда и поражения их легионам. Большинство приверженцев зилоты находили в Галилее, среди свободолюбивого и преданного вере населения, вследствие чего сами зилоты называли себя галилеянами. Особенно ненавистна была им римская перепись при прокураторе Квиринии, которая собственно и повела к восстанию Иуды Галилеянина. Неудивительно, что руководившаяся такими принципами национальная партия впадала в крайности, которыми она и ознаменовала особенно последние дни Иерусалима.

2. Зилоты – одна из двух церковных партий в Константинополе в XII–XIV веках, стоявшая во враждебных отношениях к партии политиков. Свое название она получила от того, что ее приверженцы заявляли себя строгими ревнителями церковных интересов. Применяясь к современной терминологии, эту партию можно назвать клерикальной. Она добивалась, чтобы государство отнюдь не посягало на права церкви и не вмешивалось в сферу духовной власти. Государственную власть, в лице императора, они старались подчинить строгой церковной дисциплине. Интересы церкви или, вернее, своей партии, зилоты ставили выше государственных интересов и не останавливались перед открытыми возмущениями для достижения своих целей.

Приверженцами этой партии были невежественная чернь и не менее невежественные монахи. Просвещение зилоты ставили невысоко и даже считали его помехой благочестию, сводившемуся к внешним аскетическим подвигам и суровому ригоризму. Всеми силами стремились зилоты заместить патриаршую и епископские кафедры своими приверженцами и, когда им это удавалось, всячески теснили своих противников. Ожесточенная борьба этой партии с политиками налагает мрачный отпечаток на византийскую историю XII-XIV веков.