Сукунабикона

Сукунабикона или Сукунабикона-но ками (на древнеяпонском языке означает "бог, обладающий маленьким именем", или "маленький муж", а также "молодой человек"), в японской мифологии и религии синто бог крошечного роста – устроитель древней страны в Японии.

Сукунабикона
Сукунабикона и О-кунинуси
Сукунабикона храм в Осаке
Сукунабикона, храм в Осаке

По генеалогии "Кодзики" ("Записи о делах древности", первый синтоистский письменный текст, составленный в 712 году) его матерью считается Камимусуби, по "Нихон Секи" ("Анналы Японии", мифолого-летописный свод, составленный в 720 году) – мать не упоминается, а отец Такамимусуби. В том и другом случае он является прямым потомком самых древних богов Мусуби – "божеств брака, рождения, земледелия".

Сукунабикона в крошечной лодочке из стручка растения кагаимо или кагами на гребне волны прибыл в провинцию Тоса, одетый в птичье оперение. Сукунабикона помогал богу О-кунинуси в устройстве страны. Однажды Сукунабикона и О-кунинуси посетили горячие источники Догонов. Сукунабикона заболел и О-кунинуси посоветовал ему полежать в горячих источниках, чтобы выздороветь. Поправив здоровье, Сукунабикона станцевал на камне и оставил отпечаток своего следа, который сохранился до сих пор. Миф, зафиксированный только в "Нихон Секи", повествует о его исчезновении. Сукунабикона взобрался на вершину просяного колоса, и упругий стебель забросил его в "дальнюю страну", в потусторонний мир, в страну смерти.

Исторические сведения. "Нихон Секи" или "Нихонги" создан в 720 году группой сановников и чиновников под руководством принца Тонэри. Состоит из тридцати свитков, написан на древнекитайском литературном языке. Представляет собой ценнейший источник по религии синто и раннеяпонской истории, входит в число шести японских общегосударственных хроник.

Центром повествования являются мифы, предания и события, связанные с правящим родом. После неудачной попытки создания общегосударственной идеологии на основе «Кодзики» составление свода «Нихон Секи» оказалось плодотворным, этот текст всегда служил одним из основных источников для государственной и этнической самоидентификации древних японцев.