Сита

Сита (санскрит Sîtâ = борозда) – в индийской мифологии сначала олицетворение борозды и земледелия (в ведийскую эпоху, например в Ригведе), позже превращающееся в царевну Сита, супругу любимого героя индусов Рамы. Так как Рама является также одним из воплощений бога Вишну, то и супруга Рамы Сита понимается как одно из воплощений Лакшми, божественной подруги Вишну.

Рама и Сита
Аватара Рама и Сита, миниатюра, XVIII век

В Ригведе Сита упоминается лишь однажды, в одном гимне (кн. IV, г. 57), обращенном к богам-покровителям земледелия. В более поздних ведийских памятниках (Параскара-грхья сутра) Сита является женою бога Индры, что, быть может, находится в связи с редким (однажды в Ригведе) эпитетом Индры – urvarâpati (господин поля).

В Тайтирия-брахмана Сита получает эпитет Савитри. По-видимому, в этом ведийском образе мы имеем стертый и бледный остаток прежде более яркого и развитого мифического олицетворения. Вследствие забвения его первоначального содержания мифологическое творчество пытается приурочить этот образ к другим, более живучим и ярким мифическим личностям – Индре, Савитару, – но все эти попытки случайны и недолговечны, и только гораздо позднее, уже в эпоху индийского средневековья, Сита облекается в более яркие и определенные формы, превращаясь в дочь Джанаки, царя Видеги, получившую поэтическое бессмертие как подруга Рамы, героя Рамаяны. Связь с ведийской Сита проглядывает еще и в Рамаяне.

По словам отца Ситы, Джанаки, Сита возникла из борозды его плуга в то время, как он опахивал место для жертвоприношения. Благодаря этому сверхъестественному способу рождения Сита называется Айониджа (Ayonijâ = рожденная не из утробы). Другие имена Ситы – Бхумиджа (Bhumi = земля), Дхаранисура (Dharani = земля, собственно "носительница"), Партхиви (Prthivî = земля, собственно "широкая") – все указывают на ее происхождение, означая "дочь земли". О приключениях Ситы, похищенной демоном Раваной и возвращенной Рамою лишь после длинного ряда подвигов и всевозможных перипетий, описано в эпосе Рамаяна.