Энциклопедия мифологии
История Эллады История ислама Истоки индустриальной цивилизации История Японии

Шактра


Галерея картины мифических существ

Шактра или Шакта (санскрит Çâktra, Çâkta) — индийское название сектантов, поклонников так называемых Шакти, последователей тантр и их ритуала. В общей сложности верования их образуют как бы самостоятельную религию, которая подразделяется на несколько отраслей, имеющих каждая свою систему учений и свои формы посвящения в таинства. Шактра выработали также свою почти самостоятельную мифологию. В вершине и в начале всех творений здесь стоит Магадеви, супруга Шивы-Магадева, в образе которой слились представления мировой иллюзии Майи и материальной природы Пракрти. Ниже ее — ее воплощения или проявления: Шакти Вишну, Брахмы, бога войны Сканды и т. д. и целая весьма сложная и многообразная иерархия женских божеств и полубожеств, вроде "Великих Матерей" (Mahâmâtri), олицетворения производительных и питающих сил природы (культ которых восходит к глубокой древности, но впоследствии слился с шактизмом), Наика (Nâyikâs — возлюбленный, героини), Йогини (Yoginî — волшебница, колдунья), капризные и свирепые Дакини (Dâkinî — колдунья, людоедка), Шакини (Çâkinî — могучая) и др., отличающихся враждебным и злым отношением к человеку; благоволение их может быть снискано лишь с помощью самых отталкивающих церемоний, о которых свидетельствуют некоторые памятники индийской литературы, например драма Бхавабхути Малатимадхава (5-й акт) и сборник рассказов Катхасаритсагара (глава XVIII).

Эта система Шактра получает известное видоизменение в небольшом числе трактатов типа тантр, порожденных вишнуизмом, в которых первое место вполне естественно отводится Шакти Вишну — Лакшми или пастушке Радхе, возлюбленной Кришны (воплощение Вишну). Вместе с соответствующими божествами мужского пола вся эта иерархия образует одну из самых грозных мифологических систем, когда-либо порожденных человеческим воображением. Непознаваемая в своей верховной сущности Магамайя является предметом поклонения под множеством разных названий, в бесчисленных разнообразных воплощениях. В то же время каждая из этих форм отличается от другой, как самостоятельное существо, и имеет свой собственный круг поклонников. Все они по большей части соответствуют той или другой стороне двойственной природы Магамайи — "черной" или "белой", благотворной или зловредной, двум сторонам мировой силы, созидательной и питающей или разрушительной.

Таким образом получается два класса богинь: одни олицетворяют творческие силы жизни, другие — начала разрушительные. В соответствии с этим двойственным характером самих Шакти возникли и два вида культа Шактра: открытый, признанный культ "правой руки" — Дакши-начара (идущий направо), и более или менее тайный — Вамачара (идущий налево) или культ "левой руки". Первый, за исключением животной жертвы в честь Дурги, Кали и других страшных форм Магадеви, соблюдает большей частью обыкновенные обряды индуизма и имеет своим объектом богинь Дургу, Бхавани, Парвати, Лакшми, Магалакшми и т. п.; второй, поклоняющийся преимущественно тантрическим воплощениям или формам Магадеви (Деви, Кали, Шьяма) или просто нагой женщине, олицетворяющей собой Шакти, прибегает к чарам, проклятиям и обыкновенному колдовству, имеющим целью приобрести какие-нибудь сверхъестественные силы (так называемые siddhi).

Многие из этих церемоний восходят к глубокой древности; корни их можно найти еще в ведах (например, гимн 136 Х книги Ригведы и некоторые ведийские тексты, например Самавидхана-Брахмана и Каушика-Сутра Атхарваведы, представляющие собой в сущности руководства к колдовству). Объяснению их посвящена особая специальная система индийской философии, так называемая Йога. На почве шиваизма и культа Шакти весь этот древний индийский оккультизм привился особенно прочно. Человеческие жертвы в честь страшных богинь Дурги, Кали, Чандики и Чамунды составляли в старину вполне обыкновенное явление, как об этом свидетельствует целый ряд памятников индийской литературы (5-й акт драмы Малатимадхава, Гитопадеша, глава III, басня 8; Катхасаритсагара, главы 10, 18, 20, 22, 36 и т. д.; Дашакумарачарита, глава VII и т. д.). Обряды эти подробно описываются в одной из упа-пуран — Калика-пуране (перевод в V томе "Asiatic Researches"). В XVI веке магометане нашли человеческие жертвоприношения в Северном Бенгале; в XVII столетии сикхи свидетельствуют, что их главный учитель и религиозный реформатор, Гуру Говинд, приготовляясь к своему призванию, принес в жертву Дурге одного из своих учеников.

Путешествовавший в 1824 году по Верхней Индии епископ Гебер встретился с очевидцами принесения в жертву маленьких мальчиков не далее как в самой Калькутте. Даже в последней четверти XIX века встречались случаи религиозных убийств в честь Кали, совершавшихся душителями — тхагами или туггами. За отсутствием жертвы нередко сам жертвователь являлся жертвой (А. Вебер, "Indische Studien", том XIV, стр. 149, том XV, стр. 314-315, и Катхасаритсагара, главы 6, 22 и т. д.). Едва ли можно сомневаться, что некоторые формы Магадеви (то же можно сказать и относительно Шивы и Вишну) представляют собой древние местные божества разных туземных неарийских племен, принятые, вместе с соответствующим кровожадным культом, арийцами-индусами, или вследствие сношений с ними, или путем традиции от не арийских элементов, ассимилировавшихся и слившихся с завоевателями.

Некоторые из наиболее бесчеловечных обрядов, по-видимому, ведут свое начало из центральной Индии. На это указывает, между прочим, имя одной из форм Магадеви — Виндхъявасини (санскрит. Vindhyavâsini) = живущая в горах Виндхъя, где человеческие жертвоприношения еще в первой половине XIX века. составляли обыкновенную составную часть национального культа обитающих здесь дравидийских и коларийских племен — гондов, ураонов, коль. Во второй половине XIX века английская администрация положила конец этим ужасным обрядам, отправление которых в более цивилизованных местностях Индии являлось более или менее исключением. Впрочем, и в XII веке, по свидетельству магометанского писателя Шахрастани, масса народа относилась с отвращением и ужасом к человеческим жертвам. Отдельные случаи их, однако, продолжали встречаться и много позже (в 1872 году среди тамилов на острове Цейлон, в конце 70-х годов XIX века среди банджариев и кой в области телугу в южной Индии и т. д. Что касается чувственной и неприличной стороны культа Шактра, подробно излагаемой в тантрах, то она продолжает держаться, несмотря на усилия администрации. Необходимой принадлежностью ее являются излишества в употреблении спиртных напитков и животной пищи, настоящие оргии-пиршества, сопровождающие поклонение Шактра в виде обнаженной женщины и заканчивающиеся свальным грехом всех посвященных, причем каждая пара представляет собой Бхайраву и Бхайрави (Шиву и Деви), отождествляясь с ними в эту минуту, являющуюся главным актом веры, предвкушением блаженства, высшим обрядом культа (так называемый Шричакра = священный круг, или Пурнабхишека = полное освящение).

Было бы ошибочно видеть в этих обрядах одну голую чувственность. Книги, предписывающие их, полны выспренними умозрениями, моральными рассуждениями и даже аскетическими теориями, проповедуют отвращение к греху и самую мелочную религиозность. Посвященный должен принимать участие в таинствах с благочестивыми чувствами и мыслями, направленными к одной молитве; прибегать к ним для удовлетворения чувственности — значило бы профанировать их. В теории таким образом все выходит прекрасно, и едва ли можно сомневаться, что некоторые составители названных книг были уверены в святости своего дела. На самом деле Шактра "левой руки" почти всегда являются лицемерными и суеверными развратниками, и ни один уважающий себя индус не сознается, что имеет какое-нибудь отношение к вамачаринам (Vâmâcârin = последователь культа Вамачара, "левой руки"). Вследствие тайны, облекающей этот культ, точных статистических сведений о числе его сторонников нет; общая молва считает его очень распространенным.

Многие открытые дакшиначари (последователи культа "правой руки") на деле втайне принадлежат к вамачари. Эти последние образуют небольшие общины, допускающие в свой состав людей всяких классов (в Бенгале, по рассказам, членами их являются по преимуществу брахманы и богатые люди). Последователи культа вамачара, не скрывающие своей принадлежности к нему, утверждают, что нельзя судить об их секте на основании их книг. В самом деле, по-видимому, среди классов, затронутых культурой и ослабших в вере, культ "левой руки" выродился в род суеверного эпикурейства и утратил многое из своего первичного состава. Сторонников культа "правой руки" можно встретить в большом числе по всей Индии. В Индостане к ним принадлежит большая часть шиваитов. В Бенгале все население принимает участие в Дургапудже — великом празднестве в честь главной богини шактизма, хотя строгие последователи настоящего индуизма осуждают неприличия, совершаемые при этом случае публично, и причисляют весь этот праздник к обрядам "левой руки".




Галерея картин мифических существ
Амазонки
Баньши
Валькирии
Вервольфы
Волхвы
Гарпии
Гномы
Гоблины
Горгоны
Грации
Демоны
Драконы
Дриады
Кентавры
Менады
Нибелунги
Нимфы
Сатиры
Сидхе
Тролли
Русь
Феи
Фоморы
Эльфы
Эльфы-Альвы


История России










Гермес


Фенрир


Тифон
При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd