Сарданапал

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Сарданапал – имя последнего ассирийского царя у многих древних авторов и античных историков. По Диодору, передающему повествование Ктесия Книдского, он был тридцатым преемником Нина и являлся последним представителем династии после 1360 лет ее существования. Сарданапал отличался склонностью к роскоши, запирался во дворце и проводил время в удовольствиях, полагаясь на телохранителей и крепость стен. Этим воспользовались халдейский жрец Белис и мидянин Арбак; подняв восстание, они после нескольких неудач заперли Сарданапала в Ниневии. После двухгодичной осады он сжег себя во дворце, с женами и сокровищами.

Сарданапал
Смерть Сарданапала, 1827-1828,
художник Эжен Делакруа, Лувр

Это повествование еще в древности считалось весьма сомнительным, особенно ввиду того, что у других античных историков встречаются совершенно иные варианты, например, имя царя читается Сарак, а Сарданапал встречается в другой связи (у Александра Полигистора этим именем назван Ассурбанипал). Возбуждало сомнение и время, отводимое Сарданапалу (его называли, между прочим, современником Ликурга), и противоречия с библейскими данными. Уже в древности говорили о двух Сарданапалах: одном – деятельном и благородном, другом – изнеженном (Каллисфен, Свида, Фотий), разумея под первым Ассурбанипала.

После открытия клинообразных текстов оказалось, что последним ассирийским царем был Синшаришкун – Сарак, правление которого могло иметь общие черты с Сарданапалом, тем более, что имя Арбака недавно найдено в хронике Набонида. Что касается имени Сарданапал, то оно, без сомнения, обязано своим происхождением Ассурбанипалу, последнему грозному ассирийскому завоевателю, надолго оставившему память в Азии.

Сарданапала также иногда сравнивали с малоазиатским божеством Санданом, отождествленным греками с Гераклом; отсюда известные изваяния Сарданапала близ Тарса и сказания об основании им городов в Малой Азии. У поздних авторов – Лукиана, Марциала, Ювенала имя Сарданапал стало нарицательным, а он – архитипом роскоши и изнеженности. Судьбе Сарданапала, каким его представляла легенда, посвящена одна из лучших трагедий Байрона.

Яндекс.Метрика