История средневековья
История Месопотамии
История Скандинавии
История нибелунгов

Притхиви

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Притхиви (древнеинд. Prthivi, собственно "широкая"), в древнеиндийской мифологии обожествленная и персонифицированная земля. В "Ригведе" и "Атхарваведе" ей посвящено по одному гимну (соответственно V 84 и XII 1); обычно же Притхиви-земля прославляется с Дьяусом-небом. Притхиви - женское начало, она мать (Pигведа, X 18, 10), а Дьяус - мужское начало, отец. Они супруги, которые первоначально были слиты воедино (их разъединение, приписываемое прежде всего Индре или Варуне, приравнивается к созданию вселенной). Из семени, испускаемого Дьяусом в виде дождя, меда, жира, Притхиви производит все живое.

Персонификация Притхиви весьма слабая: она изобильна, несет на себе тяжесть гор, поддерживает деревья; к ней приходят умершие; она мать всех существ. Согласно ведам, есть три Земли, Земля людей называется Бхуми (Bhumi), иногда и Урви (Urvi, "широкая"). Нередко Притхиви появляется и в послеведийской литературе. Так, Притхиви приютила у себя хайхаев в сказании о Парашураме (Махабхарата, III, Вишну-Пур. IV); богине Кали Притхиви дала бедра ("Маркандейя-пурана"). В некоторых текстах имя Притхиви производят от имени Притхи ("Вишну-пурана"). Как представление о матери-земле, так и мотив её разъединения с отцом-небом имеют многочисленные типологические параллели.






Галерея картин мифических существ
Амазонки
Баньши
Валькирии
Вервольфы
Волхвы
Гарпии
Гномы
Гоблины
Горгоны
Грации
Демоны
Драконы
Дриады
Кентавры
Нибелунги
Нимфы
Сатиры
Сидхе
Тролли
Русь
Феи
Фоморы
Эльфы
Альвы