Фарнаваз

Фарнаваз (Фарнаоз, Парнаоз) – первый иберийский царь (предположительно 302-237 годы до нашей эры), лицо историческое, окутанное мифическими преданиями. По сведениям летописных источников, он был племянником мцхетского старейшины Самари, убитого во времена завоеваний Александра Македонского. Иберией в то время стал править Азон, наместник Александра Великого.

Фарнаваз
Фарнаваз, художник Зураб Капанадзе
Фарнаваз Иберия
Фарнаваз, создатель письменности Иберии

Чудесным образом найдя в пещере богатые сокровища, Фарнаваз собрал огромное войско. В 299 году до нашей эры он со своим войском и отрядами правителя Мингрелии Куджи победил Азона и был провозглашен первым царем Иберии (Грузии). Фарнаваз объединил раздробленные родовые общины в бассейнах pек Куры и Рионы и объявил столицей Иберии Мцхет, как важный город в хозяйственной жизни страны. Главами вместо старейшин в родовых иберийских общинах Фарнаваз назначил своих царских чиновников – эриставов. Гражданское и политическое устройство Иберии он завершил созданием письменности и введением религии Зороастра.

Вопрос, какой алфавит мог ввести Фарнаваз за три века до нашей эры, не решен до сих пор. Может быть этот алфавит являлся неким вариантом зендского или иного древнего языка, чей алфавит по начертанию был близким к грузинской азбуке мхедрули. Но древнейшие грузинские письмена в IV-VI веках – хуцури (духовная азбука) – не носят признаков сходства с зендским алфавитом. Притом палеография свидетельствует, что мхедрули в дальнейшем был разработан на основе хуцури. В Иберии вполне мог использоваться арамейский язык и арамейский алфавит, так как это был канцелярский язык империи Ахеменидов.

Фарнаваз царь
Фарнаваз, первый царь Иберии
Фарнаваз барельеф
Фарнаваз, каменный барельеф

Есть версия, что Фарнаваз переработал арамейский алфавит под нужды грузинского языка. По другому предположению, первым иберийским царем было создано некое сакральное письмо для проведения культовых обрядов. Предание о создании Фарнавазом азбуки остается недоказанным из-за отсутствия памятников письма этого языческого периода. Религиозный культ Зороастра, установленный Фарнавазом, также вызывает множество вопросов. Фарнавазу приписывается возведение города и крепости Армази.

Исторические хроники повествуют, что первый царь Иберии возвел идол Армази (Ормазда или же иначе Ахура Мазда, в древнеиранской мифологии верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов). Изваяние было одето в великолепные латы с золотым панцирем и увенчано короной с драгоценными камнями. От той эпохи до нашего времени сохранились археологические раскопки города Цихиа Гора. Судя по датировкам, это поселение существовало ранее при персах и вполне могло быть административным центром XVIII персидской сатрапии. После того как персы спустя столетие покинули эту территорию Грузии, город и крепость Армази стали частью независимой Иберии. Фарнаваз вполне мог там бывать и даже проживать некоторое время. И вполне вероятно, что на этой территории была распространена зороастрийская религия. Также вполне вероятно, что учение об Ормазде и Аримане проникло в Иберию еще до Фарнаваза и отразилось в воззрениях грузинского народа.