Энциклопедия мифологии
Мифология Эллады История Месопотамии Мифология Скандинавии Индустриальная цивилизация

Парфяне


Галерея картины мифических существ

Древние историки повествуют о парфянях, как о необыкновенно воинственном, храбром, свободолюбивом народе, но также показывают парфян полудикими, лукавыми, склонными к грабежу и излишествам всякого рода. Главными их занятиями были война и охота; с оружием они не расставались даже во время пиршеств. У них процветали садоводство (особенно близ Ктесифона), скотоводство (особенно разводили знаменитых в свое время коней, на которых парфяне почти жили и заключали все сделки), торговля. Последняя была довольно оживлена: через страну проходили дороги из дальнего Востока в Римскую империю. Парфяне продавали римлянам кожи, вавилонские ткани, железо, сталь, драгоценные камни, эбеновое дерево, слоновую кость, мази, благовония и особенно шелк, получаемый из Китая. В начале сентября в месопотамской Батне бывала большая ярмарка индийских и восточных товаров; парфянские караваны ходили в Пальмиру, Армению, Египет, Палестину. Это и создавало огромные богатства, служившие приманкой для завоевателей.

Одежду парфяне переняли у мидян, точно так же и религия их, по-видимому, была та же, что у персов: они почитали Митру, поклонялись огню и избегали моря; упоминаются храмы: в Артаксате — богу солнца, в Каррах — луны и другие, владевшие большими сокровищами. Очень был распространен сладострастный культ богини плодородия Анаиты, золотую статую которой похитил Антоний и составил себе таким образом состояние. Постоянного войска у парфян, по-видимому, не было; не держали парфяне и наемников, кроме царской гвардии. Главной их силой были — конница и стрелки, всегда попадавшие в цель и наносившие смертельные раны. Сражались парфяне, стараясь окружить врага, располагая войска полумесяцем; часто обращались в притворное бегство, чтобы затем легче напасть на пришедшего в беспорядок неприятеля. Славились копьеносцы парфяне, наводившие страх своим вооружением; между ними был отряд "неранимых", может быть, соответственно персидским "бессмертным", имевшим вместо знамен изображения драконов. Начинали битву рано утром и редко продолжали ночью; не любили воевать зимой, так как не брали с собой провианта. Это, а также отсутствие флота и пехоты и слабость дисциплины были слабыми сторонами их военного дела.

На востоке государство парфян простиралось до Инда и Яксарта. Царство делилось на 18 сатрапий. Царь именовался "царем царей", имел блестящий двор, меняя резиденцию четыре раза в год: в Гекатомпиле, Рагах (весной), Вавилоне, или Селевкии, или Ктесифоне (зимой), в замках Гиркании (летом). Монархия была скорее избирательной, чем наследственной. Провинции управлялись, большей частью, вассальными князьями, которые назывались мегистанами, составляли свиту и совет царя. От вавилонян парфяне получили в наследство многочисленное еврейское население в Месопотамии; в ассирийской провинции Адиабене оно даже составляло вассальное царство, владетель которого перешел в иудейство. В крепостях Наарде и Низибии парфянские евреи хранили храмовую подать, которую периодически отсылали в Иерусалим. Они были верны парфянам, ненавидели римлян за их притеснения в Палестине и пользовались равными правами с парфянами. Иосиф говорит, что иудейскому священнику была поручена охрана экбатанского дворца.



Только при Артабане III было неудачное восстание иудеев в Наарде, возмущенных, из-за личных соображений, евреем Анилеем, которого царь назначил комендантом города. В общем, Парфянское царство было второй великой державой времен Римской империи; сфера влияния его охватывала Восток до его крайних пределов. При всем своем консерватизме и национализме оно отличалось (выгодно от Сассанидов) широтой и веротерпимостью, не относясь отрицательно к греческой культуре и христианству, которое стало также проникать через парфянских иудеев. Эдесские вассалы раньше других приняли евангельское учение; на их монетах появляется впервые крест.



Парфянские драхмы чеканились по образцу селевкидских, с изображением основателя династии сидящим на омфале, с луком в руках. Со времени Митридата I вместо омфала появляется трон, тетрадрахмы обнаруживают больше разнообразия; между прочим, на них изображалась Тиха, с рогом изобилия, и сидящий монарх, Ника, конь или конская голова и т. п. Датированы они по годам и месяцам селевкидской эры. Большой интерес представляют портреты царей. До Орода I встречается исключительно общее династическое имя Арзака, с обычными в это время греческими эпитетами: "Эвергет, Никифор, Феопатор, Эпифан" и т. п. Особенно часто встречается прозвище Φιλέλλην, рассчитанное на греческие города Сирии. С Орода I и особенно с Вонона I рядом с этим появляются и личные имена царей. С Митридата IV греческие легенды уступают место пехлевийским.


Галерея картин мифических существ
Амазонки
Баньши
Валькирии
Вервольфы
Волхвы
Гарпии
Гномы
Гоблины
Горгоны
Грации
Демоны
Драконы
Дриады
Кентавры
Менады
Нибелунги
Нимфы
Сатиры
Сидхе
Тролли
Русь
Феи
Фоморы
Эльфы
Эльфы-Альвы


Правители Руси










Тесей


Кассандра
При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd