История Эллады
Мифология Китая
Мифология Мезоамерики
Галерея мифологических существ

Парфяне

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Древние историки повествуют о парфянях, как о необыкновенно воинственном, храбром, свободолюбивом народе, но также показывают парфян полудикими, лукавыми, склонными к грабежу и излишествам всякого рода. Главными их занятиями были война и охота; с оружием они не расставались даже во время пиршеств. У них процветали садоводство (особенно близ Ктесифона), скотоводство (особенно разводили знаменитых в свое время коней, на которых парфяне почти жили и заключали все сделки), торговля. Последняя была довольно оживлена: через страну проходили дороги из дальнего Востока в Римскую империю. Парфяне продавали римлянам кожи, вавилонские ткани, железо, сталь, драгоценные камни, эбеновое дерево, слоновую кость, мази, благовония и особенно шелк, получаемый из Китая. В начале сентября в месопотамской Батне бывала большая ярмарка индийских и восточных товаров; парфянские караваны ходили в Пальмиру, Армению, Египет, Палестину. Это и создавало огромные богатства, служившие приманкой для завоевателей.

Одежду парфяне переняли у мидян, точно так же и религия их, по-видимому, была та же, что у персов: они почитали Митру, поклонялись огню и избегали моря; упоминаются храмы: в Артаксате — богу солнца, в Каррах — луны и другие, владевшие большими сокровищами. Очень был распространен сладострастный культ богини плодородия Анаиты, золотую статую которой похитил Антоний и составил себе таким образом состояние. Постоянного войска у парфян, по-видимому, не было; не держали парфяне и наемников, кроме царской гвардии. Главной их силой были — конница и стрелки, всегда попадавшие в цель и наносившие смертельные раны. Сражались парфяне, стараясь окружить врага, располагая войска полумесяцем; часто обращались в притворное бегство, чтобы затем легче напасть на пришедшего в беспорядок неприятеля. Славились копьеносцы парфяне, наводившие страх своим вооружением; между ними был отряд "неранимых", может быть, соответственно персидским "бессмертным", имевшим вместо знамен изображения драконов. Начинали битву рано утром и редко продолжали ночью; не любили воевать зимой, так как не брали с собой провианта. Это, а также отсутствие флота и пехоты и слабость дисциплины были слабыми сторонами их военного дела.

На востоке государство парфян простиралось до Инда и Яксарта. Царство делилось на 18 сатрапий. Царь именовался "царем царей", имел блестящий двор, меняя резиденцию четыре раза в год: в Гекатомпиле, Рагах (весной), Вавилоне, или Селевкии, или Ктесифоне (зимой), в замках Гиркании (летом). Монархия была скорее избирательной, чем наследственной. Провинции управлялись, большей частью, вассальными князьями, которые назывались мегистанами, составляли свиту и совет царя. От вавилонян парфяне получили в наследство многочисленное еврейское население в Месопотамии; в ассирийской провинции Адиабене оно даже составляло вассальное царство, владетель которого перешел в иудейство. В крепостях Наарде и Низибии парфянские евреи хранили храмовую подать, которую периодически отсылали в Иерусалим. Они были верны парфянам, ненавидели римлян за их притеснения в Палестине и пользовались равными правами с парфянами. Иосиф говорит, что иудейскому священнику была поручена охрана экбатанского дворца.



Только при Артабане III было неудачное восстание иудеев в Наарде, возмущенных, из-за личных соображений, евреем Анилеем, которого царь назначил комендантом города. В общем, Парфянское царство было второй великой державой времен Римской империи; сфера влияния его охватывала Восток до его крайних пределов. При всем своем консерватизме и национализме оно отличалось (выгодно от Сассанидов) широтой и веротерпимостью, не относясь отрицательно к греческой культуре и христианству, которое стало также проникать через парфянских иудеев. Эдесские вассалы раньше других приняли евангельское учение; на их монетах появляется впервые крест.



Парфянские драхмы чеканились по образцу селевкидских, с изображением основателя династии сидящим на омфале, с луком в руках. Со времени Митридата I вместо омфала появляется трон, тетрадрахмы обнаруживают больше разнообразия; между прочим, на них изображалась Тиха, с рогом изобилия, и сидящий монарх, Ника, конь или конская голова и т. п. Датированы они по годам и месяцам селевкидской эры. Большой интерес представляют портреты царей. До Орода I встречается исключительно общее династическое имя Арзака, с обычными в это время греческими эпитетами: "Эвергет, Никифор, Феопатор, Эпифан" и т. п. Особенно часто встречается прозвище Φιλέλλην, рассчитанное на греческие города Сирии. С Орода I и особенно с Вонона I рядом с этим появляются и личные имена царей. С Митридата IV греческие легенды уступают место пехлевийским.