О-кунинуси

О-кунинуси (大国主) или У-кэнинуси-но Ками (в переводе с древнеяпонского "бог – хозяин великой страны"), в японской мифологии земное божество, добрый бог, устроитель благополучной жизни людей. По мифической генеалогии "Кодзики", он считается потомком Сусаноо и Кусинада Химэ в шестом поколении. Его отцом был бог Амэ-но Фуюкину-но Ками, а матерью богиня Сасикуни-вака Химэ. По генеалогии "Нихонги", он – сын Сусаноо. Ни одно из божеств японской мифологии не имеет такого количества имен, как О-кунинуси – семь. Это, видимо, – следствие важности его роли в мифологическом комплексе и его популярности.

О-кунинуси
О-кунинуси и Акахада-но Усаги
Акахада-но Усаги
Заяц-прорицатель Акахада-но Усаги

О-кунинуси – главное божество провинции Идзумо. С ним связано множество сюжетов, в которых он предстает как добрый и гуманный бог, всегда добивающийся успеха. Первый миф об О-кунинуси рассказывает о зайце-прорицателе из Инаба по имени Акахада-но усаги, об убийстве О-кунинуси раскаленным камнем и о чудесном оживлении его богинями Умуги-химэ и Кисакаи-химэ. Испытания О-кунинуси на этом не заканчиваются. Однажды. его братья - ясогами ("множество богов") забили в огромное дерево клин, поместили О-кунинуси в образовавшуюся щель, и затем выбили клин. О-кунинуси был раздавлен насмерть. И снова боги воскрешают его. О-кунинуси спасается от стрел преследующих его братьев и по совету бога Оя-бико-но Ками решает отправиться в Нэ-но катасукуни, где пребывает Сусаноо.

Приблизившись к дворцу Сусаноо, О-кунинуси встречает Сусэри-бимэ – дочь Сусаноо, с которой обменивается взглядами, означающими, что отныне между ними заключен брачный союз. Сусаноо не дает согласия на этот брак и устраивает О-кунинуси ряд испытаний. Сначала он посылает О-кунинуси ночевать в змеиное жилище, но того выручает волшебный шарф, отгоняющий змей, который ему украдкой дала Сусэри-бимэ. На вторую ночь он должен спать в помещении, полном ос и сороконожек, и снова его защищает специальный волшебный шарф. Наконец, О-кунинуси должен отыскать в горящей траве на лугу стрелу, пущенную Сусаноо. От огня его спасает в своей норе мышь. Она же выносит из огня и вручает ему стрелу. Разгневанный успехами О-кунинуси, Сусаноо приказывает ему вычистить из его волос ядовитых насекомых. Во время этой процедуры Сусаноо засыпает. О-кунинуси берет меч, лук и кото (лютню), принадлежащие Сусаноо, сажает на спину Сусэри-бимэ и бежит из Нэ-но катасукуни, предварительно крепко привязав Сусаноо за волосы к стропилам дворца. По дороге кото задевает за дерево, и разбуженный звоном струн Сусаноо устремляется в погоню. Он преследует беглецов до прохода из страны мрака в страну света и, не догнав, сменяет гнев на милость, благословляет новобрачных и призывает О-кунинуси использовать меч и лук для усмирения враждебных земных божеств, что тот и делает. В мифах о чудесном возрождении О-кунинуси и о трудных и опасных испытаниях, которым он подвергался, нашли отражение древние обряды инициации.

Следующий цикл мифов повествует о том, как О-кунинуси устраивает мир. В этом ему помогает божество-карлик Суку-набикона. Вместе они сажают деревья и травы, знакомят человека со способами врачевания недугов и определяют средства защиты от бедствий, причиняемых птицами, зверями и пресмыкающимися, то есть выступают в функции культурных героев. В "Харима-фудоки" эти два бога представлены как одно божество Онамути-сукунахиконэ-но микото, также занимающееся устройством мира.

Некоторое время, до решения небесных богов распространить свою власть на землю, О-кунинуси управляет землей. Сначала небесные посланцы оставались жить на земле, не вступая в борьбу с О-кунинуси. затем после нескольких неудачных попыток отобрать управление у О-кунинуси небесные боги отправляют на землю Такэмикадзути и Амэ-но-торифунэ-но ками (согласно "Кодзики"; в "Нихонги" второй бог назван Амэ-но-фуцунуси-но ками). Этих богов на земле встречает О-кунинуси. Узнав, кто они и причину их появления на земле, он говорит, что сам дать согласия на передачу земли не может, а что решить должен его сын Котосиронуси. Согласно "Нихонги", О-кунинуси и его сын добровольно передают управление землей небесным богам. В "Кодзики" же Котосиронуси прячется от прибывших богов, а другой сын О-кунинуси – Такэминаката вступает в единоборство с Такэмикадзути. Последний одерживает верх, и земля передается небесным богам. В тексте "Когосюи" несколько иная трактовка событий: небесные посланцы подчинили всех, кто сопротивлялся их божественным войскам, и только после этого О-кунинуси и его сын уступают бразды правления землей. В этом мифе, видимо, нашли отражение межплеменные войны за гегемонию. Необходимо отметить, что О-кунинуси – один из немногих явно персонифицированных богов японской мифологии. Именно ему посвящено первое святилище, напоминающее своей архитектурой человеческое жилище.