Огнепоклонники

Следы обоготворения огня или мистического его почитания встречаются у многих народов на различных стадиях культурного развития – у дикарей, кочевников и оседлых земледельцев, в религиях древнего Востока, в культах Греции и Рима, Мексики и Перу, у древних литовцев, германцев, славян, у современных народов центральной и восточной Азии, Полинезии и т. д. В особенности поклонение огню связывается с Индией, где уже в древнейших гимнах Ригведы воспевался бог Агни (ignis, огонь) и с Персией, где древнее почитание огня, соединенное с почитанием солнца и неба, получило новое развитие в маздеизме (учение Заратустры или Зороастра), поблекло после греческого завоевания, снова возродилось при Сассанидах в III веке нашей эры и снова пало с распространением ислама.

Сохранилось учение огнепоклонников, в более чистом виде, лишь в среде парсов или парси, поселившихся в Индии и живущих теперь главным образом в Бомбее, но имеющихся и в бывших персидских землях, где они поддерживают неугасимый огонь. Небольшая община этих парси или гвебров (как их называют персияне) проживала в Баку, где также поддерживала священный огонь (горевший нефтяной газ). Профессор Макс Мюллер, находит, что современных парси огнепоклонниками считать нельзя и, основываясь на словах более образованных из них, утверждает, что они видят в огне только эмблему божественной силы, олицетворяемой ими в Ахуромазде. Но, как справедливо замечает Б. Тейлор, если и допустить верность такого объяснения по отношению к более образованным парсам, то является еще вопросом, насколько такой символизм разделяется менее развитыми представителями этой народности, и не есть ли он уже позднейший культурный продукт, сменивший первоначальное непосредственное поклонение огню.

Примечание. Обидящая свеча – существующий местами в России (у донских казаков и у малороссов) обычай ставить в церкви свечу нижним концом вверх, на погибель неизвестного вора. Термин "Обидящая свеча" существует в Области Войска Донского; в других местах обычай не имеет особого упоминания. Он отмечен в одном малорусском судебном процессе о колдовстве 1705 года. В основе обычая лежит, очевидно, древнее отожествление души и вообще жизни с огнем.