Огнепоклонники

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Следы обоготворения огня или мистического его почитания встречаются у многих народов на различных стадиях культурного развития — у дикарей, кочевников и оседлых земледельцев, в религиях древнего Востока, в культах Греции и Рима, Мексики и Перу, у древних литовцев, германцев, славян, у современных народов центральной и восточной Азии, Полинезии и т. д. В особенности поклонение огню связывается с Индией, где уже в древнейших гимнах Ригведы воспевался бог Агни (ignis, огонь) и с Персией, где древнее почитание огня, соединенное с почитанием солнца и неба, получило новое развитие в маздеизме (учение Заратустры или Зороастра), поблекло после греческого завоевания, снова возродилось при Сассанидах в III веке нашей эры и снова пало с распространением ислама.

Сохранилось учение огнепоклонников, в более чистом виде, лишь в среде парсов или парси, поселившихся в Индии и живущих теперь главным образом в Бомбее, но имеющихся и в бывших персидских землях, где они поддерживают неугасимый огонь. Небольшая община этих парси или гвебров (как их называют персияне) проживала в Баку, где также поддерживала священный огонь (горевший нефтяной газ). Профессор Макс Мюллер, находит, что современных парси огнепоклонниками считать нельзя и, основываясь на словах более образованных из них, утверждает, что они видят в огне только эмблему божественной силы, олицетворяемой ими в Ахуромазде. Но, как справедливо замечает Б. Тейлор, если и допустить верность такого объяснения по отношению к более образованным парсам, то является еще вопросом, насколько такой символизм разделяется менее развитыми представителями этой народности, и не есть ли он уже позднейший культурный продукт, сменивший первоначальное непосредственное поклонение огню.

Примечание. Обидящая свеча — существующий местами в России (у донских казаков и у малороссов) обычай ставить в церкви свечу нижним концом вверх, на погибель неизвестного вора. Термин "Обидящая свеча" существует в Области Войска Донского; в других местах обычай не имеет особого упоминания. Он отмечен в одном малорусском судебном процессе о колдовстве 1705 года. В основе обычая лежит, очевидно, древнее отожествление души и вообще жизни с огнем.

Мир варваров
История Японии

Галерея картин мифических существ
Амазонки
Баньши
Валькирии
Вервольфы
Волхвы
Гарпии
Гномы
Гоблины
Горгоны
Грации
Демоны
Драконы
Дриады
Кентавры
Нибелунги
Нимфы
Сатиры
Сидхе
Тролли
Русь
Феи
Фоморы
Эльфы
Альвы

Top Mail.ru