Энциклопедия мифологии
Шумерская мифология
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Мэ

Мэ, в шумерской мифологии могущественные божественные таинственные силы, управляющие миром, всем небесным и земным миропорядком, а также царством теней. Считалось, что силами Мэ могли обладать города и храмы, они могли покидать их обладателя, воплощаться в предметном виде, сохраняя при этом свои незримые свойства, что позволило немецкому историку и исследователю вавилонских древностей Карлу Оберхуберу высказать предположение о тотемном генезисе этого понятия. Один из главных мифов, дающих ключ к пониманию значения Мэ, - миф о похищении богиней Инанной у бога мудрости Энки этих божественных сил, хранившихся в мировом океане подземных вод Абзу. Одновременно, в шумерской мифологии, Абзу считалось потаенным местом, куда не могли попасть другие шумерские боги, и в котором находились таинственные могущественные силы - Мэ. Инанна, желая облагодетельствовать свой город Урук, на пиру похищает Мэ y захмелевшего Энки. В мифе дается перечень Мэ, которые, по этому мифу, представляют своеобразный каталог культуры древней цивилизации; они олицетворяют жреческие и царские функции, знаки власти, моральные установления и их антиподы, сексуальные представления, искусства и ремесла и т.д. Шумерская этимология слова Мэ неясна, значение его, вероятно, близко слову "сущности" или "сути".

С обретением божественных сил Мэ, вероятно, были связаны своеобразные ритуалы и обряды надевания одежд, украшений, явно имевшие магическое значение. В мифе о нисхождении Инанны в преисподнюю указывается, что богиня снимает в каждых из семи ворот преисподней свои одежды и украшения, что лишает ее магической силы и делает беспомощной. Мэ являлись обязательным атрибутом богов, причем каждый бог обладает им в разной мере; например, Ан и Энлиль - боги, которые чаще всего наделяли этой силой других богов. Но сохранились косвенные свидетельства об архаичном боге Энмешарре - "Господине всех Мэ, который передал Ану и Энлилю свое господство". Существовали также Мэ подземного мира, то есть установления, которые нельзя было изменить и которым должны были подчиняться все обитатели царства теней.

С таинственными силами Мэ в какой-то мере связано аккадское представление о таблицах судеб, которое, возможно, и развилось из него. Таблицы судеб определяли движение мира и мировых событий, обладание ими обеспечивало мировое господство или подтверждало его. В аккадской космогонической поэме "Энума элиш" ими первоначально владела богиня Тиамат, затем Кингу и, наконец, Мардук. Известен аккадский миф о похищении таблиц судеб у Энлиля птицей Анзуд, которые затем похитил у священной птицы Нинурт (Нингирсу). Но полной идентичности понятий Мэ и таблицы судеб исследователями религии древней шумеро-аккадской цивилизации не выявлено.

Официальными представителями религии в древнем Шумере и Аккаде были жрецы, которые составляли весьма влиятельное сословие, игравшее первостепенную роль в государстве и державшее в своих руках все источники просвещения народа. Сословие это, если и не составляло формальной касты, то все-таки отличалось кастовой исключительностью. Ряды его пополнялись из определенных родов, по преимуществу тех, которые вели свое происхождение от первобытных кушитов-халдеев, вследствие чего вавилонские жрецы и присвоили себе специальное название халдеев, отождествлявшееся в приложении к ним с идеей мудрецов. Они были исключительные знатоки запутанных родословий богов, толкователи снов и тайн природы, наблюдатели движений небесных светил в их соотношении с судьбами людей, законоведы, медики, — и все эти сокровища мудрости хранили в таблицах судеб, священных книгах, написанных на древнем шумеро-аккадском языке, который был исключительным достоянием ученого сословия жрецов. Как представители такой всеобъемлющей мудрости, жрецы были ближайшими советниками царя, который, в качестве верховного жреца, считался их главой. При дворе жили постоянные коллегии жрецов, составлявшие нечто вроде государственного совета, к которому царь обращался за разрешением всех встречавшихся затруднений. Влияние этих коллегий было так велико, что в сущности они и были источником центрального управления государством и сам царь находился в их руках, хотя, конечно, неограниченный деспотизм монарха нередко мстил им за это страшной расправой, как это изображается в библейской истории Навуходоносора, который, за неуменье жрецов напомнить ему и истолковать забытый им страшный сон, велел их всех предать смерти (Даниил, II, 12, 13). Шумерские, а в дальнейшей истории, и вавилонские жрецы, судя по памятникам, отличались от простых людей длинными особого покроя одеждами, высокими головными уборами и важностью осанки.

На шумерском языке сохранилось много гимнов, знаменитые покаянные псалмы; с него, может быть, переведены сказания о сотворении миpa и эпос о Гильгамеше; на нем составлены многие религиозные, магические и научные тексты. Все это доказывает, что шумеры были не только изобретателями клинописи, но вообще основателями культуры; термины для различных понятий, относящихся к области государственного, общественного и религиозного строя в семитском, вавилонском и отчасти в других семитских языках, большей частью заимствованы из шумерских текстов. Памятники шумерской цивилизации в Сирпурле и относящиеся по крайней мере к началу III тысячелетия до нашей эры, дают интересный материал для знакомства с шумерской культурой. Найденные здесь барельефы и статуи обнаруживают совершенно отличный от семитского тип; надписи царей, особенно Гудеи, знакомят нас с пантеоном, состоявшим большей частью из богов-покровителей лиц и городов, и повествуют об обширных военных и мирных предприятиях царей, ходивших на Элам и добывавших кедры и диорит с отдаленных земель запада. Владетели называют себя не только царями, но и патеси. Найденный на коленях статуи Гудеи план дворца и локоть на его масштабе указывают, что шестидесятичная система счисления, а также господствовавшая в древности вавилонская система мер и весов обязаны своим происхождением шумерам. Со времен ассирийского царя Саргона II вместо понятия шумерского языка входит в употребление термин "язык прорицаний и волхвований", что указывает на жреческую деятельность потомков древних шумеров, к этому времени осемитившихся и, вероятно, состоявших в этнографической связи с халдеями.







Правители Руси в картинках



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова




Золушка

Зеновия

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd