Энциклопедия мифологии
Ведийская и индуистская мифология
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Маруты

Маруты (Marutas) — божества ведийского периода индийской мифологии. Они составляют дружину, сопровождающую Рудру или Индру. Число Марут неопределенно: гимны Ригведы упоминают то 27 марут, то 180. Туземные индийские комментаторы вед видят в марутах божество ветров, предшествующих грозе: в классическом санскрите слово marut употребляется в значении ветра. Отцом марут называют Рудру, иногда Индру, матерью — корову Пршни (Prçnî), олицетворяющую, как предполагают, грозовую тучу. Маруты упоминаются обыкновенно в гимнах, посвященных Рудре или Индре; но есть несколько гимнов, посвященных им одним.

Маруты изображаются толпой прекрасных юношей, в роскошном одеянии, с блещущими копьями, с золотыми украшениями на шее и груди, выезжающими на боевых, иногда золотых колесницах, запряженных пестрыми конями или антилопами. Они колеблют землю и горы в своем стремительном беге, сопровождаемом вихрем, обращают день в ночь, источают потоки дождя. Они являются помощниками Индры в его бое со змеем Вртрой, или Аги, и подобно Индре, вооружены перунами. Как оросители земли потоками дождя, они являются благодетелями человека. Гимны приписывают им обладание целительными снадобьями. Имя Маrut одни ученые (Грассман) относят к корню mar — блистать (срав. греч. μαρμαίρω — блистаю) и дают ему значение блистающий; другие (Дармстетер) видят в имени Маруты тот же корень, как в слове mar-ya — муж, и ссылаются на встречающийся в ведах эпитет этих богов maryâso divas, то есть мужи неба.

Маруты, в ведийской и индуистской мифологии божества бури, ветра, грома и молнии (в "Ригведе" к ним обращено 33 гимна). Маруты составляют целую группу божеств, их трижды семь, трижды шестьдесят (или всего семь: Ваювега, Ваюбала, Ваюга, Ваюмандала, Ваюджвала, Ваюретас и Ваючакра, разные виды ветров). Среди них нет старших и младших, они одинаковы, как близнецы, единодушны.

Маруты - братья. Их отец - Рудра, отчего они называются иногда рудрами или рудриями; их мать - Пришни (буквально - "пестрая", обозначение коровы), они рождены коровой, доят вымя Пришни. Вместе с тем они сыновья Адити (Pигведа, X 77,2), родились из молнии (I 23, 12) или даже сами возникли из себя (I 168, 2). Маруты изображаются прекрасными юношами, они огненны, могучи, на них сверкающие одежды; их оружие - золотые топоры, копья-молнии, луки и стрелы, дубинки, ножи; они мчатся на колесницах, запряжённых антилопами или лошадьми, по воздуху, по небу, через горы и деревья, от подземного царства до небесного. Тогда они ужасны, дики, полны гнева. Когда Маруты мчатся, раскалываются скалы и горы, гнутся деревья, сотрясаются крепости, ревет небо, земля дрожит от страха, делается темно. Маруты изливают дождь (иногда фигурально: пот, жир, мед, молоко), подымают шум, вызывают гром и молнии, ветер, образуют туманы, заставляют течь водные потоки, громко поют. У Марут просят лечебных средств, дождя, богатств, скота, славы, освобождения, а также пощады от убийства.

Толпа Марут обычно сопровождает Индру, особенно на битву. Маруты - воины; но непосредственного участия в убийстве демонов не принимают, хотя и помогают Индре (VIII 7, 23-24). Они искусны в колдовстве, творят чудеса. Марут сравнивают с солнцем, огнем, молнией, ветром, небом, водными потоками, горой, птицами, лебедями, соколом, антилопой, быком, буйволом, телятами, лошадьми, детьми, днями и т.п. Кроме связей с Рудрой и Индрой, Маруты входят в микромотивы с Парджаньей, Ваю, Сомой, Тритой, Вишну, Ушанасом, Парушни и др. В мифах Маруты играют вспомогательную роль (эпизоды, связанные с битвами Индры против Вритры, Валы, Раваны и др.).

Иногда Маруты покидают Индру в бою или даже вступают с ним в конфликт. Так, на основании "Ригведы" (I 170), "Тайттирия-брахманы" (II 7, 11, 1), "Катха-упанишады" (I 139, 13) восстанавливается следующий сюжет: певец-риши Агастья посвятил жертву Марутам, но она была присвоена Индрой; Маруты возмутились и выступили против Индры; вмешательство Агастьи привело к примирению сторон. В "Рамаяне" Индра разбивает молнией нерожденного сына Дити на 49 кусков и превращает их в Марута (сходный сюжет известен и в пуранах). Объяснения имени Марута различны. Одни исходят из сочетания *mar-ut-/vat-, "веющий с моря", другие сопоставляют Марута с италийским богом Марсом: лат. Mars, Mart-, Mavort-, оскск. Mamert (Marut- из Mavrt-) и со славянскими мифологическими существами типа Ma(r)murienda и др., третьи - с древнеинд. mаrуа, "юноша", и т.п.





Правители Руси



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Ясон

Деметра

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd