Кицунэ

В японском фольклоре Кицунэ () – лисы-божества, лисы-ведьмы. Слово кицунэ иногда переводят как "дух лисицы", что на самом деле является более широкой фольклорной категорией. Поскольку слово дух используется для обозначения состояния знания или просвещения, считалось, что все долгоживущие лисы обладают сверхъестественными способностями.

Кицунэ
Лиса-колдунья Кицунэ
на равнине Мусаси
Кицунэ Инари Оками
Инари Оками и кицунэ
помогают кузнецу Мунечике

В японской мифологии считается, что кицунэ обладают мудростью, продолжительной жизнью и магическими способностями. Есть две распространенные классификации кицунэ: зенко (хорошие лисы) доброжелательные, небесные лисицы, связанные с синтоистским божеством риса Инари; яко (полевые лисы, также называемые ногицунэ), как правило, озорные, вредные и даже злые. Кроме того, в некоторых японских землях поклонялись нинко (невидимые духи-лисы) и верили, что люди могут увидеть их лишь тогда, когда нинко этого пожелает.

Согласно японскому фольклору Ёкай, все лисы обладают способностью принимать человеческий облик. В некоторых японских легендах говорится, что кицунэ обычно принимают облик обольстительной хитрой красавицы или симпатичной молодой девушки с целью исполнения только своих желаний, в других историях они изображаются как верные опекуны, друзья, любовники и жены. В древней Японии люди верили, что кицунэ тесно связаны с Инари, синтоистским ками или духом, и служат его посланниками. Эти верования усиливали сверхъестественное значение лисы. Чем больше у кицунэ хвостов – их может быть целых девять – тем он старше, мудрее и мощнее. Из-за их потенциальной силы и влияния древние японцы приносили лисам жертвы как божествам. С другой стороны, лисы часто рассматривались как "животные-оборотни", особенно в суеверный период Эдо (1603–1867), и считались демоническими существами, которым нельзя было доверять.

Инари Оками в сопровождении кицунэ
Инари Оками в сопровождении кицунэ
Кицунэ Дух девятихвостого лиса
Кицунэ Дух девятихвостого лиса

У кицунэ целых девять хвостов. Как правило, большее количество хвостов указывает на более старую и более мощную кицунэ ; на самом деле, в некоторых сказках говорится, что у лисы отрастают дополнительные хвосты только после того, как она проживет 100 лет. Один, пять, семь и девять хвостов – самые частые числа в японских легендах. Эти кюби-но кицунэ (девятихвостые лисы) получают способность видеть и слышать все, что происходит в любой точке мира. Достигнув возраста 1000 лет и обретя девятый хвост, кицунэ приобретает белый или золотой цвет, становясь тэнко (небесная лиса), самой мощной формой кицунэ. В некоторых историях кицунэ с трудом скрывают свои хвосты, когда они принимают человеческий облик. Появление хвоста у кицунэ в облике человека становится возможным, когда лисица напивается или небрежно относится к своему перевоплощению. Кроме того, особенно набожный человек может даже распознать кицунэ, несмотря на маскировку лиса. Кицунэ в человеческом обличье также может быть разоблачен из-за своего страха и ненависти к собакам, а некоторые кицунэ бывают настолько испуганы присутствием псов, что вновь оборачиваются в лисиц и бегут.

Кицунэ может принимать человеческий облик по достижении определенного возраста - обычно, ста лет. Кицунэ может перевоплощаться в красивых женщин, молодых девушек, пожилых мужчин и, реже, мальчиков. В средневековой Японии было распространено мнение, что кицунэ могла быть любая одинокая женщина, встретившаяся в сумерках или ночью. Понятие кицунэ-гао (лисье лицо) относится к женщинам с узким лицом, близко посаженными глазами, тонкими бровями и высокими скулами. Традиционно в Японии такое строение лица считается привлекательным, и некоторые легенды приписывают его лисам в человеческом обличье.

К другим сверхъестественным способностям, обычно приписываемым кицунэ, относятся одержимость, порождение огня или молнии, умышленное проявление в снах других, полет, невидимость и создание иллюзий, настолько сложных, что их почти невозможно отличить от реальности. В некоторых японских легендах говорится о кицунэ, обладающими еще большими способностями, способными искривлять время и пространство, сводить людей с ума или принимать фантастические формы, такие как невероятно высокое дерево или вторая луна в небе. Других кицунэ в японском фольклоре сопоставляют с вампирами или суккубами, которые питаются жизнью и энергетикой людей, как правило, посредством полового контакта.

Согласно поверьям, происходящим из фусуй (фен-шуй), власть лисы над злом такова, что простая статуя лисы может рассеять злой кимон или вредную энергию. Во многих святилищах Инари, например таких как знаменитый храм Фусими Инари в Киото, имеются такие статуи кицунэ. С буддийской религией Кицунэ связаны через Дакинитэн, богинь, связанных с женским аспектом Инари. Дакинитен изображается как женщина-бодхисаттва, вооруженная мечом и едущая на летящей белой лисе.

В японской мифологи нередко рассказывается о влюбленности кицунэ. Обычно в историях с участием молодого человека-мужчины и лисы-кицунэ, которая принимает форму человеческой женщины. Кицунэ может быть соблазнительницей, но эти легенды чаще носят романтический характер. Как правило, молодой человек по незнанию женится на лисе-кицунэ, которая становится преданной женой. Однако, по прошествии лет мужчина всё же узнает истинную природу кицунэ, и после этого жена-лисица покидает его. В некоторых фольклорных историях мужчина просыпается после связи с лисой-кицунэ, как будто очнувшись, грязный, дезориентированный и далеко от дома. После чего он со стыдом возвращается к своей брошенной семье.