Инугами

В японской мифологии Инугами (犬神) – пёс-дух, пёс-божество, фамильяр. Происхождение инугами связывают с предположением, что тело нуэ, убитого Минамото-но Ёримаса, разделилось на части, которые впоследствии стали инугами. В этой версии японского фольклора нуэ считается прародителем инугами (пса-божества), хэбигами (змея-божества) и саругами (обезьяны-божества), потому что у него была голова обезьяны, тело пса и змеиный хвост.

Инугами
Инугами, свиток 1700 года
Инугами Японская мифология
Инугами, Саваки Сууси, 1737 год

Обычно инугами изображали в виде фигуры с высохшей собачьей головой, облаченной в церемониальные одежды. На улицах городов и в сельской местности, чтобы не привлекать внимания, дух инугами выглядит как обычная собака. Иногда инугами приписывают раздвоенный на конце хвост и цветные пятна. Порой пасти голов инугами изображают похожими на рты крыс с заостренными уголками вертикальных резцов.

Древние японцы поклонялись собакам как стражам и защитникам. Статуи Кома-ину (две собаки с открытой и закрытой пастью) часто ставили в храмах как защиту от злых сил. Было распространено поверье, что собаки рожают без боли, поэтому беременные женщины приносили статуям собак подношения и молили об удачных родах.

В японских префектурах Миядзаки, Кумамото и Якусима имя этого духа на местных диалектах звучит как «ингами», а в Танэгасима его называли «иригами». На острове Айсима в префектуре Ямагути их называли инугами-недзуми и они выглядели как летучие мыши. В префектуре Оита инугами имели внешнее сходство с землеройками, в районе Хаями они были похожими на ласок с черно-белыми пятнами.

Инугами появились при проведении ритуала кодзюцу или кодоку, позволяющего призывать духов конкретных животных. Чтобы призвать дух собаки, нужно было отрубить голодной собаке голову, захоронить её на перекрестке, потому что топот человеческих ног ещё сильнее злил пробудившегося инугами. Иногда собаку привязывали к столбу или закапывали по шею в землю, моря голодом, чтобы на пике страданий отрубить животному голову. Проводя подобный ритуал, люди верили, что дух привязывается к ним навечно, исполняя их желания. В эпоху Хэйан подобные практики были запрещены.

На странице представлены изображения инугами работы неизвестного художника из свитка 1700 года. Этот свиток состоит из 35 изображений божеств и духов, известных по древним японским легендам. Хранится в Библиотеке Гарольда Ли, Университет Бригама Янга. А также инугами из свитка "Ночной парад сотни демонов в картинках" Саваки Сууси 1737 года из коллекция японских книг и рукописей Гарри Брунинга.