Хумбаба

Хумбаба – в шумеро-аккадской мифологии чудовищный великан, которому бог Энлиль поручил быть стражем кедровых лесов в труднодоступных ливанских горах. Хумбаба впервые упоминается в эпическом произведении «Песнь о Гильгамеше», записанном на табличках четыре тысячи лет назад. Текст «Эпоса о Гильгамеше» (в переводе Буркхардта) гласит: «У него были лапы льва и тело, покрытое колючими чешуйками; у его ног были когти стервятника, а на голове были рога дикого быка; его хвост и фаллос каждый заканчивался в голове змеи».

Хумбаба
Хумбаба, глиняная маска демона,
Британский музей, Лондон
Гильгамеш
Гильгамеш держит крылатый диск бога
Ашшура, рельеф, IX век до нашей эры

По тексту знаменитого эпоса шумерские герои Гильгамеш и Энкиду первоначально сразились между собой, но после боя стали друзьями. Затем они отправились в кедровый лес за семью горными хребетами, чтобы убить чудовище Хумбабу. Гильгамеш обманывает чудовище, отдавая ему семь «сияний», то есть предлагая своих сестёр, жену и наложницу. Хумбаба теряет бдительность и Гильгамеш побеждает демона-великана. Хумбаба просит Гильгамеша о помиловании, но Энкиду убеждает Гильгамеша убить Хумбабу. Пытаясь избежать смерти, Хумбаба собирается скрыться в лесу, но Энкиду обезглавливает его (по другой версии Хумбабу убивают совместно оба героя).

Голову Хумбабы в кожаном мешке приносят богу Энлилю, который ранее и назначил Хумбабу стражем леса. Узнав о смерти своего стража, Энлиль приходит в ярость, а затем перераспределяет семь дарований (или в некоторых таблицах «аур») Хумбабы. «Энлиль дал первую ауру Хумбабы полям. Он передал вторую ауру рекам. Третью ауру он дал тростниковым плантациям. Он передал четвертую ауру львам. Он передал пятую ауру дворцу (придворным слугам). Он дал свою шестую ауру лесам (холмам). Он передал седьмую ауру Нунгалу».

Другое описание в табличке из Музея Сулеймании в Иракском Курдистане гласит: «Там, где приходил и уходил Хумбаба, была тропа, пути были в порядке, дороги были хорошо укреплены. Весь лес был наполнен пением птиц. Матери-обезьяны также пели песни своему потомству и молодым обезьянам. Подобно группе музыкантов и барабанщиков, птицы и звери ежедневно устраивали концерт в присутствии Хумбабы». В этой версии истории Хумбаба любимый богами властитель в своем дворце-лесном оазисе. Обезьяны – его глашатаи, птицы – его придворные, а весь тронный зал дышит ароматом кедровой смолы. Таблица изображает Гильгамеша как завоевателя, который без необходимости уничтожает лес, а смерть Хумбабы оплакивается.