Дьяус

Дьяус ("сияющее дневное небо"), в ведийской мифологии бог дневного неба, персонифицированное небо, муж Притхиви, отец Ушас, Сурьи, Парджаньи, Агни, ашвинов, адитьев, марутов, ангирасов. В "Ригведе" нет гимнов, посвященных Дьяусу отдельно, но есть шесть гимнов, в которых говорится о Дьяусе и Притхиви (земле) вместе. Чаще всего Дьяус выступает совместно с Притхиви. Они образуют изначальную супружескую пару, где Дьяус – отец и небо, а Притхиви – мать и земля. Некогда они были слиты воедино, но потом разъединены и укреплены по закону Варуны порознь. Этот космогонический акт означал создание вселенной, широкого пространства и был произведен Индрой, Варуной и некоторыми другими богами. Дождь, испускаемый Дьяусом на землю, называемый иногда жиром или мёдом, это семя Дьяуса, из которого рождается все новое, в частности боги.

Отцовство Дьяуса – чуть ли не единственная его персонифицирующая черта. Вместе с тем в "Ригведе" есть и зооморфные образы Дьяуса с подчеркнуто сексуальными мотивировками – бык-оплодотворитель или жеребец. Дьяус и Притхиви рассматриваются как два мира, источники жизненной силы. Обращающийся к ним с просьбой возрождается в потомстве. Небо и земля, всезнающие и благие, орошают людей мёдом, увеличивают пищу, приносят добычу, богатство, успех. В вопросе о том, кто возникает раньше – небо или земля, в "Шатапатха-брахмане" первенство отдается земле. Образы отца-неба и матери-земли, порождающих все во вселенной, имея многочисленные типологические параллели повсюду, в этом виде сложились в общеиндоевропейский период; имя Дьяуса-отца (питара) находит точные соответствия в древнегреческом Зевсе-патре, римском Юпитере, умбрийском Юпатере. Имя древнейшего германского божества Тиваз Tîwaz (Туr, Zîo) фонетически также совпадает с индийским Dyâus, грeческим Ζεύς, римским Jupiter, от корня div – блистать, сверкать.