Мифология Египта
Мифология Месопотамии
Истоки индустриальной цивилизации
Славянская Мифология

Дейок

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Дейок (Δηιόκης), первый мидийский царь, достигший власти сначала в качестве судьи, избранного народом после свержения ассирийского ига, а затем ставший царем в разрушенной и неустроенной стране, которую необходимо было отстроить как самостоятельное государство. По описаниям Геродота Дейок основал город Экбатана, соединил мидян в одно государство, выстроил себе дворец и завел придворный этикет. Царствовал пятьдесят три года (709-656 годы до нашей эры). Что Дейок лицо историческое доказывается клинообразными ассирийскими надписями. Около 715 года до нашей эры один из мидийских князей, Дайакку, упоминается в числе пленных. Является ли Дейок и Дайакку одним лицом, факт окончательно историками не установленный. Существование в Мидии целой области Бет Дайакку, покоренной Саргоном в 713 году до нашей эры, указывает на выдающееся положение этого наиболее крупного из мидийских владетелей, принужденного не раз подчиняться ассирийцам, но успевшего в конце концов освободить от них свой народ и основать в начале VII века до нашей эры государство, ставшим впоследствии известным под названием Мидия.

Экбатана, в древности считалась столицей великого завоевателя Кира. Город был окружен семью стенами, возвышавшимися друг над другом зубцами, выкрашенными в цвета белый, черный, пурпурный, голубой, красный, серебряный и золотой (соответственно цветам пяти планет, луны и солнца). В текстах "Авесты" Экбатана описывается, как укрепленный и населенный город. Геродот приписывает основание города Экбатана царю Дейоку; в иудейской неканонической "Книге Иудифь" есть описание Экбатаны и ее стен, якобы выстроенных Арфаксадом. Эту же Экбатану, как полагают, имеет в виду пророческая "Книга Товита", принадлежащая к числу неканонических книг Ветхого Завета. В наше время развалины города предположительно находятся в местности Такти-Солейман, где можно распознать овальную ограду из квадратных каменных плит, конический холм, бассейн с чистой, приятной для питья водой. Город существовал до XIII столетия; нашествие монголов привело к его упадку.



О мидийской культуре до настоящего времени известно очень мало, так как до сих пор не производилось в Мидии массовых систематических раскопок. Несомненна ее тесная связь с ассиро-вавилонской культурой. Геродотово описание царской резиденции Экбатаны указывает на развитие астрологии и поклонение светилам. Но в целом о религии Мидии мало что известно, если не считать признаваемой многими учеными связи между одним из мидийских племен, магами, и коллегией жрецов, называемых также магами, — связи, представляющей Мидию родиной магии, чародейства и колдовства.



Знаменитый греческий географ и историк Страбон рассказывал о распространенном в Мидии многоженстве. Мидия пользовалась в древности большой славой; имя ее пережило ее политическое существование и у греков часто отождествлялось с именем Персии. Со времен династии Селевкидов началась эллинизация Мидии.