Мифология Эллады
История ислама
История Рима
Галерея мифологических существ

Дакша

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Дакша (древнеинд. Daksha, собственно "ловкий", "умный", "правый", "способный") — 1) одно из шести индийских светлых божеств Адитья, братьев Варуны; близки Варуне по существу, но менее значительны. В Ведах они еще мало самостоятельны и являются более или менее видоизменениями одного образа (Варуна). Позже Дакша является более обособленным. Он — сын Брахмы, один из Праджапати, иногда даже глава их. В Магабхарате и Дуранах Дакша происходит из большого пальца Брахмы, а при посредстве другой своей матери, Mârishâ, является эманацией Сомы (напиток, луна), иногда отцом и потомком луны в одно и то же время. В поэме "Гариванша" Дакша есть одно из воплощений Вишну и творец всего существующего. 2) — Индийский законодатель, один из 18 авторов Дхармашастр — индийских кодексов.

Дакша, в ведийской и индуистской мифологии божество класса адитьев. Как имя бога встречается в "Ригведе" менее десятка раз; это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Дакша является то, что он рожден от Адити и он же родил Адити ("Ригведа", X 72, 4-5; не-сущее и сущее - в лоне Адити при рождении Дакша, особенно в "Ригведе" III 27, 9; Агни и Дакша). В "Шатапатха-брахмане" (II 4, 4, 2) Дакша отождествляется с творцом Праджапати, а в "Ригведе" (VI 50, 2; VIII 63, 10) его называют отцом богов.

С Дакша связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчеркивается его участие в творении и его роль отца. Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца; женой Дакша стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини; отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. У Дакша и его жены было 50 (в некоторых источниках - 60) дочерей, из них 13 Дакша отдал в жены Кашьяпе, 27 - Соме, а 10 - богу справедливости Дхарме (иногда - Ману). Старшая дочь Дакша Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану - матерью данавов, а третья Адити - матерью адитьев и, следовательно, самого Дакша ("Шат.-брахмана" XI, "Махабхарата", XII).



Один из наиболее известных мифов излагает историю жертвоприношения Дакша ("Махабхарата", "Айт.-брахмана" III и др.): во искупление греха владыка созданий Дакша на вершине горы Химават устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры (Шивы); разгневанный, Рудра пронзает жертву стрелой, и она превращается в созвездие Мригаширша - "голова антилопы"; Рудра нападает на сыновей Адити, наносит им увечья, в частности, он сносит голову Дакша; найти ее нигде не могут и приставляют Дакша козлиную голову (ср. сходный мотив в связи с Праджапати, который, приняв облик козла, вступает в преступную связь со своей дочерью Рохини).



В "Махабхарате" (XII) и в некоторых других источниках повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жены 27 дочерей Дакша, но делил любовные утехи только с Рохини. Несмотря на неоднократные призывы Дакша прекратить греховный образ жизни, Сома не внимал им. Тогда Дакша проклял Сому и тот стал чахнуть; одновременно стали чахнуть растения и животные. Встревоженные, боги упросили Дакша смилостивиться над Сомой. В "Хариванше" отмечен мотив превращения Вишну в Дакша и сотворения им разных существ. При всей бесспорности связи ведийского Дакша с послеведийским последний противостоит первому по той легкости, с которой он входит в разные сюжеты и в разные направления индуизма (шиваизм, вишнуизм).