Бхагавад-Гита

Бхагавад-Гита (то есть петые божеством откровения) – заглавие религиозно-философской поэмы, составляющей часть шестой книги индийского эпоса Махабхараты. Обе неприятельские рати родственных куруидов и пандуидов стоят друг против друга в боевом порядке, трубы дают сигнал к началу сражения; пандуид Ардшуна (или иначе Арджуна) садится на свою боевую колесницу, которой управляет само божество в человеческом образе. Увидев в неприятельском лагере своих родственников, друзей детства и учителей, Ардшуна начинает колебаться, вступить ли в бой: его терзают сомнения, дозволено ли ради земных благ, как отвоевание отеческого престола, нарушить священные законы кровного родства. Тогда управляющее колесницей божество, в образе Кришны, в 18 песнях убеждает его в необходимости дать сражение, не думая о последствиях.

Арджуна и Кришна
Арджуна и Кришна, восьмая аватара
Вишну, эпизод Бхагават-Гита

В дальнейшем течении рассказа Бхагавад-Гита развивается целая система индийской религиозной философии, которая с особенной ясностью и изяществом изложения стремится разрешить важнейшие проблемы человеческого духа. Когда и кем сочинена эта поэма до сих пор не приведено в известность. Во всяком случае, она не может быть отнесена ко времени первого пробуждения религиозно-философской мысли у индусов, а будучи эклектического характера, заставляет предполагать, что она сложилась уже после возникновения философских школ. По всей вероятности поэма эта сложилась уже в первых веках нашей эры. В Индии поэма Бхагавад-Гита в большом уважении и поэтому многократно была комментирована (лучший коментарий Сридгара-Свамина (Srîdhara Svamin), вышел в Калькуте, 1832) и переведена на разные языки Индии. Лучшее издание санскритского текста у Шлегеля (Бонн, 1846) и Томсона (Гертфорд, 1855).