Бельфегор

Бельфегор, Ваал-Фегор (в переводе с иврита – «бог небес») – архидемон, который часто фигурировал средневековых мистериях. Первоначально был шумерским божеством, которого почитали древние семиты. В Ветхом Завете Ваал-Фегор – имя божества, которому моавиты поклонялись на горе Фегор в городе Ситтиме (Псалмы 105,28; Числа 25,3; 25,5; Второзаконие 4,3). Представление о неприличии ритуалов, связанных с этим идолом, восходит, вероятно, к Книге пророка Осии: «…увидел Я отцов ваших, – но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили» (Осия 9:10). Это стало причиной геноцида народом Моисея мадианитян, поклонявшихся Ваал-Фегору, и евреев, примкнувших к ним (Числа 25, Числа 31).

Бельфегор демон
Демон Бельфегор
Бельфегор
Бельфегор

В поздней каббале Бельфегор – один из десяти архидьяволов (темных сил), "гений открытий и изобретений". Бельфегор хорошо осведомлен в технологических вопросах и техническом прогрессе, который поддерживает. В распределении семи смертных грехов ему досталась лень. Бельфегор может принимать облик молодой привлекательной женщины, поэтому иногда его считают демоницей женского пола.

В демонологии Бельфегор является демоном, который помогает людям делать открытия. Он соблазняет людей, предложив им хитроумные изобретения, которые сделают их богатыми. Согласно некоторым демонологам XVI века, его власть сильнее в апреле. Епископ и охотник на ведьм Питер Бинсфельд утверждал, что Бельфегор соблазняет с помощью лени. Когда его вызывают, он может даровать богатство, открытия и хитроумные изобретения. Его дьявольская роль заключалась в том, чтобы посеять рознь между людьми и соблазнить их на зло, вследствие распределения богатства. В иерархии Иоганна Вейера («De Praestigius Daemonum», 1563) Бельфегор – посол ада во Франции. Он сеет среди людей раздоры, соблазняя их сокровищами и богатством. О том же говорит Колин де Планси в своём «Инфернальном словаре». По преданию, Бельфегор был отправлен Люцифером из ада, чтобы узнать, действительно ли существует такая вещь на земле, как счастье в браке. Ранее слух о том достиг демонов, но они знали, что люди не могут жить в согласии. Опыт в мире, который приобрел Бельфегор, скоро убедили его в том, что слух был необоснованным. Рассказ содержится в различных работах ранней современной литературы, поэтому имя Бельфегора применяется как синоним мизантропии и разногласий.

Бельфегор в Инфернальном словаре Колина де Планси – демон открытий и изобретений. Он нередко принимает облик юной девушки. Он дарует богатство. Моавитяне, которые называли его Ваал-Фегором, поклонялись ему на горе Фегор. Некоторые раввины утверждают, что ему воздают почести в отхожем месте, принося в дань ему низменные остатки пищеварения. Большего он и не стоит. По этой причине некоторые ученые усматривают в Бельфегоре не более чем бога ветров, портящих воздух, или так называемого Крепита; другие же сведущие люди утверждают, что он – не кто иной, как Приап. Селден, по словам Баньера, полагал, что ему приносят человеческие жертвы, мясо которых идет в пищу его жрецам. Вир отмечает, что этот демон всегда ходит с открытым ртом и что это обстоятельство несомненно связано с именем «Фегор», которое, согласно Лелуайе, означает «расселина» или «трещина»: когда-то ему поклонялись в пещерах, а подношения бросали через отдушину. Имя «Бельфегор» действительно представляет собой искаженное «Ваал-Фегор» (в переводе «владыка горы Фегор»), как именуется в Ветхом Завете бог моавитян.

В книге Числа, 25 (в первом разделе Ветхого Завета Пятикнижие) содержится рассказ о том, как народ Израиля начал «блудодействовать с дочерьми Моава» и участвовать в жертвоприношениях Ваал-Фегору; в наказание Господь велел перебить всех, кто стал поклоняться моавитскому божеству, и так погибло 24 тысячи человек. Этот эпизод упоминается также в книгах Второзаконие 4:3 («Глаза ваши видели все, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя»), Псалмы 105:28-29 («Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным, и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва») и Осия 9:10 («увидел Я отцов ваших, – но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили»). Многие исследователи отождествляют Ваал-Фегора с Хамосом, западносемитским богом войны, который упоминается в Книге пророка Иеремии 48:46: «Горе тебе, Моав! погиб народ Хамоса, ибо сыновья твои взяты в плен, и дочери твои – в пленение».

Иудейский царь Соломон и царица Савская
Соломон и царица Савская,
Джованни Демини
Царь Соломон принимает царицу Савскую
Соломон встречает царицу Савскую,
Эдвард Пойнтер

Хамосу поклонялся царь Соломон. Образ Хамоса/Ваал-Фегора представлялся андрогинным: в мужской ипостаси он изображался как фаллос, столб или ветвь и почитался как солнечный бог, а в женской – как богиня луны, иногда отожествлявшаяся с Иштар. Согласно III-ей книге Царств 11:7-8, царь Соломон построил для своих «чужестранных жен» святилище этого бога: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом». Библейские описания ритуалов этого божества как «постыдных» и «мерзких» во многом предопределили позднейшие представления о демоне Бельфегоре. Он стал тесно ассоциироваться с развратом и оргиями. По примеру Руфина и блаженного Иеронима христианские теологи и демонологи отождествляли его с Приапом – итифаллическим римским богом плодородия; Иероним утверждал, что этот демон «в большем почете у женщин по причине непристойной величины его полового члена». Вир в трактате «О демонических иллюзиях» называет Бельфегора «зияющим» и «нагим», добавляя, как указывает Колин де Планси, что он постоянно держит рот открытым. Унаследовав андрогинность от своего божественного прообраза, Бельфегор предстает то в обличье прекрасной молодой женщины, то как чудовищный бородатый и рогатый демон с молотом в руках, с острыми когтями, огромным фаллосом и высунутым языком. Согласно еще одному распространенному представлению, Бельфегор – демон лени (именно с этим смертным грехом он соотнесен в классификации Бинсфельда). Предполагалось также, что он сеет разлад между людьми, возбуждая в них зависть и недовольство распределением материальных благ.

В другой своей функции, более «конструктивной», Бельфегор – покровитель и вдохновитель изобретений и технического прогресса (хотя и эта его роль толковалась как соблазнение людей возможностью обогатиться за счет новых открытий). Ему приписывали также великое мастерство в изготовлении оружия и доспехов. Ассоциация Бельфегора с экскрементами, упомянутая де Планси, восходит к сатирическим описаниям «ложных богов» в теологической литературе – равно как и образ божества Крепита, которого якобы почитали древние римляне (этот вымышленный бог метеоризма упоминался в таких влиятельных в свое время источниках, как «Анатомия меланхолии» Бертона и «Философский словарь» Вольтера). В адской иерархии Бельфегор занимает довольно высокое положение: его включают в число семи князей преисподней и считают наместником самого дьявола во Франции, а в «Потерянном рае» Мильтона его прототип, Хамос/Фегор, упоминается в числе главных сподвижников Сатаны:
Вторым шел Хамос – ужас и позор сынов Моава… …весь неохватный край
До брега Моря Мертвого, пред ним склонялся.
Он, под именем Фегора, в Ситтиме соблазнил израильтян,
Покинувших Египет, впасть в разврат, что принесло им беды без числа.
Он оргии свои до той горы простер срамной и рощи, где кумир господствовал Молоха – людобойцы,
Пока благочестивый не пресек Иосия грехи и прямо в Ад низверг из капищ мерзостных божков.

В классификациях XVI века, соотносящих силу демонов с определенными периодами года, Бельфегор обычно связывается с месяцем апрелем. В каббалистической классификации из «Древнего фрагмента Ключа Соломона» Леви он возглавляет инфернальный чин «спорщиков» – демонов, противостоящих ангелам 6-й сферы Древа Жизни (Тиферет); впрочем, в другой своей работе тот же Леви ставит его в соответствие 4-й сфере (Хесед), трактуя как «слепую плотскую страсть», подменяющую собой божественное милосердие. Бельфегор достаточно часто фигурирует в художественной литературе. Одна из самых популярных легенд о нем, неоднократно подвергавшаяся литературной обработке, восходит к средневековому славянскому фольклору. Повелитель ада (Плутон или Люцифер) посылает Бельфегора установить, действительно ли на земле возможно счастье в браке. Ранее слух о том достиг демонов, но они знали, что люди не могут жить в согласии. Бельфегор исцеляет от немоты молодую дворянку на том условии, что в благодарность она выйдет за него замуж; но исцелившаяся девушка либо отвергает его вовсе, либо вступает с ним в брак и доводит своими непомерными запросами до полного разорения. Когда истекает срок его пребывания на земле, Бельфегор возвращается в ад с огромным облегчением и объявляет, что слух о возможном счастье в супружестве совершенно беспочвен. Этот сюжет лег в основу новеллы Н. Макивелли «Черт, который женился» (1518) и нескольких пьес XVII века, написанных по ее мотивам, а также породил устаревшую ныне поговорку «Бельфегоровы поиски» и употребление имени Бельфегора в значении «мизантроп» или «женоненавистник».