Циклопы или Киклопы

В греческом мифотворчестве Циклопы или Киклопы (Κύκλωπες) были порождены Ураном и Геей. Эти титаны являлись олицетворением грозовой тучи с молнией, символическим образом которой является единый большой горящий глаз исполинов (слово циклопы, в переводе с греческого языка, означает круглоокие). На отношение циклопов к атмосферному явлению грозы указывают их имена: Бронт (βροντή – гром), Стероп (στεροπή – молния) и Арг (άργής – вспышка).

Полифем и нимфа Галатея
Полифем и нимфа Галатея,
Аннибале Каррачи, 1595 год
Полифем и Одиссей
Полифем и Одиссей,
Якоб Йорданс, 1630 год

За враждебное отношение к отцу они были низвергнуты в земную бездну (Гесиод, Теогония, 139-146). В основе этого мифа лежит представление об исчезновении в земле молнии, прорезывающей тучи и воздух. При их посредничестве Кронос победил Урана, а затем они же помогли Зевсу одолеть Кроноса; Зевс пользовался изготовленными ими молниями и громовыми стрелами. Кроме того, циклопы, будучи искусными кузнецами, выковали Посейдону – трезубец и ясли для его коней, Аиду – шлем-невидимку, Артемиде – серебряный лук и стрелы (Аполлодор, I 2, 1). Когда Зевс поразил молнией Аполлонова сына, Асклепия, Аполлон, разгневанный на циклопов за то, что они были в этом деле пособниками Зевса, умертвил их (Аполлодор, III 10, 3-4).

Циклопы, о которых сообщает Гомер в своей эпической саге "Одиссея" (VI и IX песнь), носят уже иные характерные черты и свойства: первоначальное представление о них, как об олицетворенных космических явлениях, сменилось теперь представлением этическим. Циклопы Одиссеи имеют божественное происхождение и находятся в общении с богами, которых они не боятся. Великаны, с одним глазом во лбу, они отличаются необычайной силой, но в то же время дики, грубы, жестоки; им неведомы законы, справедливость, отношения культурной жизни. Они живут не обществом, а каждый порознь, в пещерах на вершинах гор, занимаясь скотоводством и незнакомые с земледелием.

Одиссей Циклоп
Одиссей и Циклоп,
Говард Джонсон
Афродита и Гефест с оружием для Энея
Гефест с оружием для Энея,
Франсуа Буше, 1732 год

Циклоп Полифем, которого гомеровский эпос "Одиссея" наделяет индивидуальными чертами, сын Посейдона и Фоосы, обладает ужасным голосом и исполинским ростом; сила его такова, что он легко поднимает и швыряет громадные валуны и обломки скал. Жестокость его безгранична: к тому же он людоед, вероломный и бесстрашный.

Знаменит рассказ об ослеплении Одиссеем циклопа Полифема (Гомер, Одиссея, IX 105-542). Связь циклопов с Посейдоном (по происхождению) и сближение их с морским исполином Орионом, которого, как Полифема – Одиссей, ослепляет Ойнопион, а также с Бриареем-Эгеоном, указывает на природные черты циклопов как морских божеств. На Истме приносили жертвы циклопам наряду с Посейдоном, Палемоном и другими морскими богами. Имя циклопа Гереста может быть сближено с эвбейским городом Герестом, в котором существовал культ Посейдона. Поскольку движущие силы природы вулканического и нептунического происхождения являются силами созидающими, и поскольку Посейдон, будучи землеколебателем, в то же время является землеустроителем, и из морских глыб строит стены, дамбы и прочие сооружения, постольку же и циклопы считаются мифическими строителями.

Циклопам приписывается постройка названных по их имени циклопических (киклопических) стен, о которых нам сообщает аргивский миф: согласно последнему, семь чреворуких циклопов (гастерохейров) пришли из Ликии к тирифскому царю Прету и построили ему из громадных камней твердыни города. В позднейших сказаниях циклопы фигурируют как божества огня, но не атмосферного, а подземного, как кузнецы, работающие в мастерской Гефеста. Как подручные бога-кузнеца Гефеста, в недрах Этны циклопы выковали колесницу Марса, эгиду Паллады и доспехи Энея (Вергилий, Энеида, VIII 416-453). Местопребывание их приурочивается то к вулкану – Этне на Сицилии, то к острову Лемнос и к Липарским островам, сохранившим следы вулканической деятельности. В эллинистической поэзии Полифем, как тип первобытного некультурного существа, выступает в сентиментальной роли влюбленного, изнывающего по очаровательной и шаловливой нереиде Галатее (Феокрит, Идиллия, XI). Этот миф получил поэтическую обработку также в произведениях дифирамбика Филоксена, Каллимаха и Овидия и принадлежал к числу сюжетов, которые часто использовали античные живописцы.