Кельтская Мифология
Мифология Китая
История Скандинавии
Индустриальная цивилизация

Сизиф

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Сизиф (Σίσιφος), в греческом мифотворчестве сын царя Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта, Салмонея и других героев, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта (Аполлодор, I 7, 3; I 9, 3; Павсаний, IX 34, 7). Сизиф царствовал в построенном им городе Эфире, впоследствии переименованном в Коринф, (Гомер, Илиада, VI 153) и был основателем истмийских игр. По одной из версий мифа, власть в Коринфе Сизифу передала Медея (Павсаний, II 3, 11). Сизиф был олицетворением мудрости, изобретательности, хитрости; этими же качествами отличаются его потомки (Главк, Беллерофонт, Одиссей), а жители основанного им города известны как предприимчивые мореплаватели и как хитрый, бойкий народ. Мифы рисуют Сизифа хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сизиф назвал отцу имя похитителя и указал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал воду основанному Сизифом храму и городу (Аполлодор, I 9, 3; III 12, 6). Разгневанный Зевс послал за Сизифом бога смерти Танатос, но Сизиф не только не пошел за ним, но, обманув, сумел заковать Танатоса в цепи и держал в плену несколько лет, поэтому люди не умирали.

Только после вмешательства Ареса (по некоторым источникам Аида) Танатос был освобожден из оков и в свою очередь одолел Сизифа, который, однако, успел до наступления своего смертного часа приказать жене оставить его без погребения и не совершать погребальных возлияний в расчете, что ему будет разрешено вернуться на землю (Феогнид, 701). В аиде Сизиф умолил Персефону разрешить ему вернуться на землю, чтобы наказать жену, нарушившую священные обычаи. Муж Персефоны Аид поддался на его хитрость и отпустил Сизифа, но он обманул владык подземного царства Аида и Персефону, остался среди живых и не думал возвращаться в аид. Сизиф много лет прожил на земле, прежде чем разгневанные боги послали за ним Гермеса (Гомер, Илиада, VI 153).

Одна из послегомеровских версий мифа считает не Лаэрта, а Сизифа отцом Одиссея. По преданию, у Сизифа было прекрасное стадо, скот из которого начал воровать сосед Автолик. Автолик умел менять внешний вид животных и поэтому, хотя Сизиф и подозревал его, доказать ничего не мог. Тогда Сизиф вырезал у всех своих коров на нижней стороне копыта особый знак. Ночью Автолик опять угнал скот, а утром Сизиф всем показал отпечатки копыт на дороге. Толпа возмущенных соседей отправилась к Автолику и, пока во дворе кипела ссора, Сизиф вошел в дом и силой взял дочь Автолика Антиклею. Таким образом Антиклея забеременела и от этой связи родился Одиссей (Еврипид, Ифигения, 524; Софокл, Филоктет, 417).



Традиция рисует Сизифа хитрым стяжателем, презирающим законы богов и людей. Ненавидя своего брата Салмонея, Сизиф замыслил убить его и запросил оракул Аполлона, как это совершить. Оракул ответил, что Салмонея могут погубить только дети его дочери Тиро, если они родятся от Сизифа. Тогда Сизиф стал любовником Тиро, и от этой связи родились близнецы. Предупрежденная оракулом Тиро, чтобы спасти отца, убила своих детей (Гигин, Фабулы, 60). Кроме того, Сизиф совершал беззаконные набеги на Аттику, нападал на путников и убивал их, придавливая огромным камнем. За свои преступления Сизиф сурово наказан в аиде. Он должен вкатывать в гору тяжелый камень, который, достигая вершины, срывается вниз, так что всю работу надо начинать сначала (Гомер, Одиссея, XI 593 след.). Это наказание символизирует тщетность попыток Сизифа одержать верх над богами. В лице Сизифа в связи с его посмертным наказанием греческий миф изобразил бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и тонкости ума перейти границы познаваемого; наказание Сизифа есть наказание беспокойного ума, который, думая, что он вот-вот достиг предела своих стремлений, снова падает в бездну незнания.



Сизиф считался основателем Истмийских игр, учрежденных им в честь племянника Меликерта, тело которого он нашел на берегу близ Коринфа и похоронил (Гигин, Фабулы, 273). В Коринфе существовали культ и святилище Сизифа (Диодор, XX 103; Страбон, VIII 6, 21). Образ Сизифа, хитрого, корыстолюбивого героя, отражает представления греков о жителях крупнейшего торгового центра материковой Греции - Коринфа. Другая мифологическая традиция рисует Сизифа героем-богоборцем, противостоящим своей изворотливостью произволу богов. Миф о Сизифе нашел отражение в трагедиях Эсхила, Еврипида, Софокла и в произведениях изобразительного искусства. Гробницу Сизифа показывали на Истме (на Коринфском перешейке); у источника на Акрокоринфе Пирены находился его храм Героон.