Энциклопедия мифологии
Античная мифология Эллады и Рима
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Сизиф

Сизиф (Σίσιφος), в греческом мифотворчестве сын царя Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта, Салмонея и других героев, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта (Аполлодор, I 7, 3; I 9, 3; Павсаний, IX 34, 7). Сизиф царствовал в построенном им городе Эфире, впоследствии переименованном в Коринф, (Гомер, Илиада, VI 153) и был основателем истмийских игр. По одной из версий мифа, власть в Коринфе Сизифу передала Медея (Павсаний, II 3, 11). Сизиф был олицетворением мудрости, изобретательности, хитрости; этими же качествами отличаются его потомки (Главк, Беллерофонт, Одиссей), а жители основанного им города известны как предприимчивые мореплаватели и как хитрый, бойкий народ. Мифы рисуют Сизифа хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сизиф назвал отцу имя похитителя и указал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал воду основанному Сизифом храму и городу (Аполлодор, I 9, 3; III 12, 6). Разгневанный Зевс послал за Сизифом бога смерти Танатос, но Сизиф не только не пошел за ним, но, обманув, сумел заковать Танатоса в цепи и держал в плену несколько лет, поэтому люди не умирали.

Только после вмешательства Ареса (по некоторым источникам Аида) Танатос был освобожден из оков и в свою очередь одолел Сизифа, который, однако, успел до наступления своего смертного часа приказать жене оставить его без погребения и не совершать погребальных возлияний в расчете, что ему будет разрешено вернуться на землю (Феогнид, 701). В аиде Сизиф умолил Персефону разрешить ему вернуться на землю, чтобы наказать жену, нарушившую священные обычаи. Муж Персефоны Аид поддался на его хитрость и отпустил Сизифа, но он обманул владык подземного царства Аида и Персефону, остался среди живых и не думал возвращаться в аид. Сизиф много лет прожил на земле, прежде чем разгневанные боги послали за ним Гермеса (Гомер, Илиада, VI 153).

Одна из послегомеровских версий мифа считает не Лаэрта, а Сизифа отцом Одиссея. По преданию, у Сизифа было прекрасное стадо, скот из которого начал воровать сосед Автолик. Автолик умел менять внешний вид животных и поэтому, хотя Сизиф и подозревал его, доказать ничего не мог. Тогда Сизиф вырезал у всех своих коров на нижней стороне копыта особый знак. Ночью Автолик опять угнал скот, а утром Сизиф всем показал отпечатки копыт на дороге. Толпа возмущенных соседей отправилась к Автолику и, пока во дворе кипела ссора, Сизиф вошел в дом и силой взял дочь Автолика Антиклею. Таким образом Антиклея забеременела и от этой связи родился Одиссей (Еврипид, Ифигения, 524; Софокл, Филоктет, 417)

Традиция рисует Сизифа хитрым стяжателем, презирающим законы богов и людей. Ненавидя своего брата Салмонея, Сизиф замыслил убить его и запросил оракул Аполлона, как это совершить. Оракул ответил, что Салмонея могут погубить только дети его дочери Тиро, если они родятся от Сизифа. Тогда Сизиф стал любовником Тиро, и от этой связи родились близнецы. Предупрежденная оракулом Тиро, чтобы спасти отца, убила своих детей (Гигин, Фабулы, 60). Кроме того, Сизиф совершал беззаконные набеги на Аттику, нападал на путников и убивал их, придавливая огромным камнем. За свои преступления Сизиф сурово наказан в аиде. Он должен вкатывать в гору тяжелый камень, который, достигая вершины, срывается вниз, так что всю работу надо начинать сначала (Гомер, Одиссея, XI 593 след.). Это наказание символизирует тщетность попыток Сизифа одержать верх над богами. В лице Сизифа в связи с его посмертным наказанием греческий миф изобразил бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и тонкости ума перейти границы познаваемого; наказание Сизифа есть наказание беспокойного ума, который, думая, что он вот-вот достиг предела своих стремлений, снова падает в бездну незнания.

Сизиф считался основателем Истмийских игр, учрежденных им в честь племянника Меликерта, тело которого он нашел на берегу близ Коринфа и похоронил (Гигин, Фабулы, 273). В Коринфе существовали культ и святилище Сизифа (Диодор, XX 103; Страбон, VIII 6, 21). Образ Сизифа, хитрого, корыстолюбивого героя, отражает представления греков о жителях крупнейшего торгового центра материковой Греции - Коринфа. Другая мифологическая традиция рисует Сизифа героем-богоборцем, противостоящим своей изворотливостью произволу богов. Миф о Сизифе нашел отражение в трагедиях Эсхила, Еврипида, Софокла и в произведениях изобразительного искусства. Гробницу Сизифа показывали на Истме (на Коринфском перешейке); у источника на Акрокоринфе Пирены находился его храм Героон.






Правители Руси



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Персей

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd