Энциклопедия мифологии
Античная мифология Эллады и Рима
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Серапис

Серапис (Σέραπις), в античности один из богов эллинистического мира. Культ Сераписа как бога столицы Египта Александрии был введен основателем династии Птолемеев в Египте Птолемеем I Сотером в III веке до нашей эры при содействии египетского жреца Манефона и афинянина жреческого рода Тимофея. Новое божество было создано для сближения египетского и греческого населения Египта на религиозной почве, однако почитание его распространилось преимущественно в греко-римской, а не египетской среде.
Сераписа изображали в виде мужчины средних лет, с прической и бородой Зевса, со скипетром в руках и орлом у ног, часто на троне; иногда, как у Плутона, волосы его ниспадают на лоб, и у ног его Цербер. На голове — корзина, символ обилия, а иногда повязка и лучи или цветок лотоса. Сераписа, таким образом, отождествляли с Зевсом, Плутоном и Асклепием. Его греческая внешность была причиной быстрого распространения его культа по греко-римскому миру во время увлечения восточными религиями. Триада из Сераписа, Исиды и Гарпократа совершенно соответствовала триаде из Осириса, Исиды и Гора. Культ Сераписа проник и в Афины; у подножия акрополя возник храм этого бога. В Беотии он появился в 216 году до нашей эры; на Делосе был Серапеум, надписи которого восходят к началу II века до нашей эры: а в Смирне и Галикарнасе Серапису поклонялись уже в III столетии до нашей эры.

В образе и имени Сераписа были соединены популярные египетские боги Осирис и Апис (первоначально произносилось Осарапис). Подобно Апису и Осирису, он являлся богом плодородия, был связан с загробным культом, считался богом мертвых. Серапис был объявлен повелителем стихий и явлений природы, ему были приданы функции водного божества, владыки наводнений (в этом качестве он сближался с Посейдоном, изображения Сераписа помещали на носах кораблей) и бога солнца (что повлекло его отождествление с Аполлоном). Отождествляли Сераписа и с Зевсом. Серапис почитался как спаситель от несчастий, предсказатель будущего, целитель больных. Иконография Сераписа чужда египетской традиции и напоминает образы Плутона и Зевса. Догмат Сераписа, будучи, в общем, осирисовым, имел более пантеистический характер. Серапис — принцип влаги, источник производительности, мужской принцип природы. Известна приближающаяся к монотеизму формула: "Серапис — единый Зевс". Праздники и мистерии в честь Сераписа-Осириса, описанные Апулеем, производили потрясающее впечатление на их адептов.












Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd