История Египта
История Индии
Современная цивилизация
Славянская Мифология

Селена

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Селена (Σελήνη), в греческом мифотворчестве одно из божеств, известное также под именем Мене. Благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке свое нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен. Селена, в греческой мифологии олицетворение луны, дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос (Гесиод, Теогония, 371-374). От союза с Зевсом Селена родила Пандию, ее также обольстил Пан, подарив ей стадо белоснежных ягнят (Вергилий, Георгики, III 391-393).

Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своем развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени selene было совершенно забыто, то богиня Селена наверное явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды. Поэты то называют ее сверкающим глазом ночи (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звезды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния (Сапфо). Селена — дочь Гипериона, сестра Гелиоса, то есть Солнца; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле; она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящен день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней (Гомеровский гимн, 32).



В небесах возлюбленным Селены был сам Зевс; от него она родила Пандию, которую также чествовали в Афинах около дней весеннего равноденствия; в горной Аркадии другом Селены был Пан. Наиболее прославленным любимцем Селены был юноша Эндимион, рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Элиде. Некогда юный охотник или пастух, Эндимион покоится вечным сном в пещере Латма; когда Зевс предложил юноше на выбор род жизни, Эндимион пожелал бессмертия и вечной юности, хотя бы и в непробудном сне. Каждую ночь приближается к спящему Селена и, очарованная, молча любуется красотой юноши (Аполлоний Родосский, IV 54-65). В Эндимионе, то есть "погружающемся в волны океана", историк Мюллер видит образ Солнца, которое под конец ночи встречается с Луной. По мнению историка-мирографа Преллера, это — гений глубокого ночного сна или самой смерти.



В Элиде, древнейшее население которой было родственно жителям Карии, Эндимион почитался сыном царя Аэолия и счастливым любимцем Селены, которая имела от него пятьдесят детей (пятьдесят лунных месяцев олимпийского цикла). Селена отождествлялась с Артемидой и Гекатой и поэтому к ней обращали слова заклятий, желая привлечь возлюбленного (Феокрит, II 10-12, 49). Считалось, что колдовские манипуляции особенно действенны при полном сиянии Селены. (Овидий, Метаморфозы, VII 177-183). В Афинах чтили Селену, как мать прорицателя и поэта Мусия. Греческому божеству Луны, Селене, соответствует римская Диана.