Плутон

Плутон (Πλούτων), в греческом мифотворчестве бог подземного царства и смерти, носивший у греков также имя Аид (Άιδης). По обычному греческому сказанию, Плутон был братом Зевса и Посейдона. При дележе вселенной между братьями после сообща всеми богами одержанной победы над титанами и гигантами Плутону досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших.

Плутон Юпитер Нептун миф
Плутон, Юпитер и Нептун,
художник Караваджо, 1599 год
Плутон Персефона Циана миф
Плутон увозит Персефону от Цианы,
художник Франс Франкен Младший

Супругой Плутона является Персефона, вместе с ним почитаемая и призываемая. Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого древние греки боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами – между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная с V столетия до нашей эры и окончательно вытеснившим первоначальное имя, еще исключительно употреблявшееся Гомером.

Вместе с переменой имени у античных авторов произошла и перемена самого представления о Плутоне, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием элевсинских мистерий Плутону стали приписываться качества бога плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробной судьбой человека. Мифотворчество о Плутоне, как о боге нежеланном и страшном, небогато подробностями.

Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Плутона исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης). Здесь сразился с ним Геракл, когда ходил добывать для Эврисфея адского пса Цербера; Геракл ранил Плутона в плечо, бог должен был покинуть свое царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пеону. В другой раз покинул Плутон преисподнюю для похищения Персефоны. Незадолго до похищения нимфа Циана водила хоровод в свите Персефоны и стала свидетельницей ее похищения Плутоном. Поднявшись из озера, Циана попыталась помешать ему, но Плутон ударил своим скипетром о землю и в открывшийся проход спустился в подземное царство. Миф этот – уже послегомеровского происхождения и локализировался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и Сицилии.

Наконец, Плутон упоминается еще в сказаниях об Орфее, сходившем в ад за своею женою Эвридикой и тронувшем своими песнями жестокие сердца Плутона и Персефоны. В различных сказаниях упоминается еще волшебная шапка Плутона (κυνέη), имевшая свойство делать надевшего ее невидимым. Ее надевает Персей, убивая Медузу, Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанной последним (Гомер, Илиада, V, 844); в гигантомахии она покрывает голову Гермеса.

Культ Плутона встречался в Греции не часто. Собственно ему посвященный храм известен лишь один, в Элиде. Во всех других случаях культ Плутона соединен с культом других хтонических божеств, причем, Плутон является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Плутона локализировались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т.п., в которых суеверие видело "входы в подземное царство". В жертву Плутону приносился обыкновенно черный скот.

Римским богом смерти и подземного царства был Орк, бог в общем подобный эллинскому Плутону. Греческое название Pluto распространилось у римлян сравнительно поздно; по крайней мере, Деций Мус, обрекая себя в жертву подземным богам, не произносит, у Ливия, имени Плутона. Изображения Плутона сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Плутон изображается в типе, весьма близком к Зевсу, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия. У ног Плутона на одной из скульптурных групп сидит пес Цербер.