Оргии

Оргии (Όργιαα τά), в древнегреческой религии так назывались богослужения в честь Деметры (в Гомеровском гимне богиня обещает научить людей священнодействиям: όργια δ'αύτή έγών ύποθήδομαι). Термин оргии, в приложении к культу Деметры – синоним другого более распространенного термина, мистерии, а также третьего термина, τελετή. Позднее, когда культ Деметры сблизился с культом Диониса и вообще распространились тайные культы, за священнодействиями в честь Деметры установилось название мистерий, оргиями же по преимуществу стали называться экстатические, восторженные священнодействия в честь Диониса. Легенды об индийском Дионисе перешли в Грецию из Малой Азии (Фригии и Лидии) и принесли с собою оргиастические обряды, на которые мы имеем указания в отрывках Эсхиловской трагедии "Хоэфоры" и в дошедшей до нас трагедии Еврипида "Вакханки".

Дионис азиатских легенд – не аттический бог винограда, а женственное божество, символ чистого, беззаветного восторга, очищающего человеческую душу. Греческие женщины и вообще греки приняли новый культ с восторгом, учредив в честь бога ночные оргии на Кифероне и Парнасе, в Коринфе, Мегаре, Аргосе и т.д. Женщины, участвовавшие в оргиях (Μαινάδες, Θυιάδες, Βάκχαι, Λήναι), увенчивали себе голову плющом, дубовыми и тисовыми (σμίλαξ) листьями, набрасывали на плечи оленью шкуру, в одну руку брали тирс, в другую факел, и в бешеном восторге носились по священной местности, переходя от экстаза к созерцательному покою и оцепенению. Подобно мистериям, Дионисовы оргии были таинством, к которому допускались только посвященные; целью их, как и мистерий, было очищение души религиозным восторгом. Особенно хорошо иллюстрирует оргиастический культ Диониса Еврипид, в своей трагедии "Вакханки". Вакхические оргии, или так называемые Вакханалии, существовали и в Риме, но, вследствие их крайней распущенности, были запрещены в 186 году до нашей эры.