Омфала

Омфала (Όμφάλη), в греческом мифотворчестве лидийская царица, дочь (по другим источникам рабыня) бога реки Иардана (Ίάρδανος), вдова Тмола, сына Тантала, малоазиатская полубогиня, наполовину воинственного, наполовину женственного характера, покровительница удовольствий и представительница женской производительности. Ее отожествляли иногда с финикийской Астартой или Афродитой-Уранией и считали богиней луны.

Омфала принимает Геракла
Омфала принимает Геракла,
художник Марк Габриэль Шарль Глейр
Омфала и Геракл
Омфала и Геракл, 1585,
художник Бартоломеус Шпрангер

Омфала считалась родоначальницей лидийских царей, главным образом тех, которые происходили от ассирийских Гераклидов. Когда Геракл, в наказание за убийство Эвритова сына Ифита, был продан Гермесом в рабство, госпожой его оказалась Омфала (Аполлодор, II 6, 2-3; Гигин, Фабулы, 32). У нее на службе Геракл избавил Малую Азию от разбойников, пленил керкопов, убил Силея, спас земли Омфалы от лидийцев из города Итоны, поразил огромного змея на берегу реки Сангарий. Омфала приобрела себе не только воина, но и послушного любовника. У Омфалы от Геракла было несколько детей: Лам, Тирсен, Гегелей и Агелай.

По прихоти Омфалы Геракла наряжали в женские одежды, и он вместе со служанками прял шерсть и выполнял домашние работы, сама же Омфала облачалась в львиную шкуру и носила палицу героя (Стесихор, X 646). Очарованный ею Геракл позабыл о своей воинственности и мужественности, сложил у ног царицы дубину и львиную шкуру и облекся в женские одежды. Вместо прежних тяжелых работ ему приходилось теперь сидеть над пряжей в кругу рабынь и угождать прихотям любимой госпожи. Этим сказанием не раз пользовались поэты, например Ахей, Антифан, младший Кратин, Ион; Омфала в комедиях выводилась под именем Όμφάλη νεά или Аспазия.

Из другой версии мифа следует, что однажды Геракл и Омфала ради забавы поменялись одеждами, а затем отправились спать каждый в свою комнату. Влюбленный в Омфалу Пан ночью прокрался в спальню, нащупал шелковые одежды царицы и, дрожа от возбуждения, нырнул к ней пол одеяло. Проснувшийся Геракл с такой силой лягнул любовника, что тот отлетел к противоположной стене. На шум прибежала Омфала и долго смеялась над распростертым в углу Паном.

В отместку Пан стал распускать слухи, что Геракл расстался со своей знаменитой шкурой, а вместо нее носит теперь женские наряды, прядет шерсть и во всем подчиняется своенравной Омфале. Мифом об Омфале пользовались живописцы; так, известна Помпейская картина, на которой изображен Геракл, облаченный в женские одежды, в обществе женщин-рабынь и строгой царицы, отнявшей у героя атрибуты его воинственности.