Кабиры

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кабиры (Κάβηρες) в греческой мифологии древние божества. Отрывочные сведения о них у древних писателей встречаются не ранее VI века до нашей эры. По этим фрагментарным сказаниям нельзя даже твердо установить родину культа кабиров. По одним источникам – этот культ пеласгического происхождения, по другим – он занесен в Грецию из Фригии. Также разнообразны мнения новейших ученых. Большинство склонно думать, что культ кабиров заимствован от пеласгов, хотя есть сторонники и семитического происхождения. Некоторые историки склонны считать кабиров демоническими существами малоазийского (фригийского) происхождения, покровителями плодородия, подземного огня и мореплавания, культ которых процветал на Самофракии, Имбросе, Лемносе и в Фивах.

Культ кабиров пользовался в древности большим уважением и был распространен едва ли не во всех греческих городах; преимущественно их чтили в Беотии, Самофракии, Делосе и других землях Эллады. Кабиры – дети Гефеста и нимфы Кабиро, известны унаследованной от отца мудростью. Иногда их считали сыновьями Зевса и Каллиопы, а иногда даже – детьми Урана. По общему представлению, кабиры – это великие боги, имевшие силу избавлять от бед и опасностей. В то же время эти боги-спасатели считались грозными божествами, карающими за проступки. Ими клялись и их отожествляли с диоскурами, куретами, тельхинами, корибантами и другими мифическими персонажами. Из этого отожествления выводят и их основные черты, считая их богами света, огня, полей, плодородия земли. Число кабиров по различным мифотворческим источникам колеблется от трех до семи. Они, по преданию, присутствовали при рождении Зевса и входили в окружение Великой матери Реи.

Культ кабиров или, как их именовали, "великих богов", в период поздней античности сближался с орфическими таинствами и носил характер мистерий, требовавших особого посвящения (Страбон, X 3, 19-20). В Самофракии существовало особое сословие кабиров-жрецов, на обязанности которых лежало устройство в их честь торжественных процессий, переходивших из одного святилища в другое и сопровождавшихся шумной музыкой и танцами. Цицерон называет эти празднества оргиями и говорит, что они происходили ночью. Из многочисленных имен кабиров сохранились только следующие: Аксиер, Аксиокерс, Аксиокерса, Камилл.

Подробная монография профессора Санкт-Петербургского университета Николая Ивановича Новосадского "Культ кавиров в Древней Греции" (Изд. Варшава, 1891 год).

История Византии
История нибелунгов
Kings Russia Pictures
Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru