Кельтская История
Мифология Месопотамии
Современная цивилизация
История Японии

Хрисипп

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Хрисипп (Xρύσιππος), в греческом мифотворчестве и истории:

1. Сын Пелопа и нимфы Аксиохи (или по иной версии одной из данаид). Отец любил Хрисиппа гораздо более, чем других своих сыновей Атрея и Фиеста, родившихся от Гипподамии. Мачеха Хрисиппа, Гипподамия, боявшаяся, что он как старший сын Пелопа лишит наследства ее сыновей, подговорила Атрея и Фиеста к убийству Хрисиппа.
Сводные братья Атрей и Фиест убили его, за что сами поплатились изгнанием и отцовским проклятием. По другому сказанию, у отца Хрисиппа нашел приют фиванский царевич Лай, который в то время жил в изгнании. Хрисипп, отличавшийся красотой, был похищен Лаем для своих любовных утех. Обесчещенный Лаем, Хрисипп от стыда лишил себя жизни. Гера, покровительница брачных отношений, в наказание послала в страну Лая чудовищную полуженщину-полузверя Сфинкс и определила, чтобы за скорбь, причиненную Пелопу смертью сына Хрисиппа, сам Лай принял смерть от своего сына. Следствием проклятия Геры был ряд несчастий, обрушившихся на потомство Лая (Аполлодор, III 5, 5; Еврипид, Финикиянки, 1760). Некоторые мифографические источники называют похитителем Хрисипп Тесея.

2. Философ-стоик, третий схоларх стоической школы. Биография Хрисиппа известна главным образом из сочинений Диогена Лаэртского, а учение — из сочинений Плутарха "Мнения философов" и "Противоречия стоиков", Секста Эмпирика "Пирроновы основоположения" и "Против математиков", Стобея "Эклоги" и Галена, который в своем сочинении "Основоположения Гиппократа и Платона" эксцерпировал сочинения Хрисиппа "περί ψυκης " и "περι παθων". Сборника отрывков Хрисиппа, дошедших до нас в упомянутых сочинениях и заимствованных из чрезвычайно многочисленных его сочинений, не существует. О Хрисиппе в настоящее время нет ни одной монографии, достойной внимания, за исключением старых, принадлежащих XVIII и началу XIX веков.



Хрисипп родился в Соли в Киликии около 280 года до нашей эры. Изучал труды разных философов, в том числе академика Аркезилая и Лакида, пока Клеанф не привлек его к стоицизму; после Клеанфа Хрисипп принял руководство стоической школой. Умер около 206 года до нашей эры. Хрисипп написал чрезвычайно много сочинений; увлекался диалектическими расчленениями и построением софистических доказательств, воскрешая в этом отношении мегарское направление. Диоген Лаэртский утверждает, что Хрисипп написал боле семи сотен сочинений, причем приводит триста их заглавий.



Хрисипп отождествлял благо с красотой и это отождествление оправдывал следующим силлогизмом: "благо желательно; желательное — нравится; нравящееся — похвально; следовательно, похвальное красиво". Или: "благо производит удовольствие; что производит удовольствие — то почтенно; почтенное же — прекрасно"; следовательно, благо — прекрасно. Нам известны лишь два ученика X. — Зенон из Тарса и Диоген из Вавилона. Сочинения Хрисиппа, в изложении других античных авторов, тщательно изучались вплоть до III века нашей эры.