История Египта
История ислама
Мифология Мезоамерики
Мифология Японии

Гибрис

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Гибрис, в греческой мифологии:

1. Богиня, олицетворение гибельной самоуверенности, наглости и непомерной гордыни; по Пиндару Гибрис была матерью Короса, но по Феогниду является его дочью.

2. По Аполлодору Гибрис была нимфой, которая от связи с Зевсом родила Пана.

Историческая справка.
Пиндар (Πίνδαρος), лирический поэт (520 — 450 годы до нашей эры), уроженец Киноскефал, предместья Фив в Беотии, почему поэт и называл себя фивянином, а Фивы — своей родиной, матерью. Киноскефалы лежали у священной горы Геликона, близ источника Дирки; гора почиталась местожительством муз, пользовавшихся водой источника, от которого Пиндар получил имя диркейского лебедя. По отцу, Даифанту, Пиндар принадлежал к знатному роду Эгеидов, глава которого был спутником основателя Фив, Кадма, а члены сопровождали Гераклидов в Пелопоннес; из Спарты Эгеиды вывели колонию на остров Феру, откуда колонисты, предводимые Баттом, вышли в Ливию и основали Кирену; сам поэт рассказывает об этом в Ливийской оде (V, 65, сл.).

Род Эгеидов был любезен богам, особенно Аполлону, вождю муз, и Аммонскому Зевсу; рождение поэта совпало с праздником Аполлона в Дельфах — с пифийскими играми. Лирическая хоровая поэзия греков, нашедшая в Пиндаре совершеннейшего представителя, была неотделима от пения, музыки и танцев; всем этим искусствам Пиндар обучался частью в родном доме, где игра на флейте была наследственна, частью у беотийских поэтесс Миртис и Коринны, а главным образом в Афинах, у Аполлодора, Агафокла, Ласа; здесь же он мог познакомиться с поэзией Симонида кейского и Эсхила. Знатное происхождение, близость к культам богов, семейные предания, самая природа родных мест должны были сообщить поэтическому дарованию Пиндара направление по преимуществу религиозное и торжественное, сочувственное тогдашним владыкам городов и могущественным аристократам, свободное от местной или партийной исключительности.



Ни в отрывках, ни в победных песнях, сохранившихся целиком, невозможно отыскать даже намеков на предпочтение поэта к какой-либо форме правления или к какому-нибудь из греческих государств. Как певец, Пиндар жаждет славы у всех эллинов. Более всего ненавистны ему брань и раздоры ("даже глупцам легко потрясти государство, но трудно восстановить его без помощи богов"). Он прославляет мирные подвиги, гражданские и личные добродетели, превозносит мир и согласие. В горячем призыве к миру его современник Полибий видит единомыслие поэта с фивскими аристократами, с предателями Эллады во время нашествия Ксеркса.



Но целые эпиникии, отрывки других стихотворений, показания свидетелей удостоверяют, что Пиндар разделял общую радость эллинов по случаю торжества над персами и открыто признавал за афинянами и эгинетами высшую заслугу в деле охраны Эллады от посягательств варваров. В целости до настоящего времени дошел только последний цикл стихотворений, по степени важности общеэллинских празднеств расположенных в четырех книгах: Олимпийские оды (четырнадцать), Пифийские оды (двенадцать), Немейские оды (одиннадцать), Истмийские оды (семь). Как эпиникии (победные песни), так и все прочие стихотворения Пиндара, принадлежат к хоровой лирике.