Мифология Египта
История Византии
Мифология Скандинавии
Галерея мифологических существ

Гемера

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Гемера, в греческой мифологии богиня светлого Дня. По Гесиоду дочь Никты и Эреба, по другой версии -  дочь Хаоса и Калиго, спутница Гелиоса на его пути по небу. В Орфических гимнах дочь Гелиоса, родившая от Эфира смертного человека Бронта, Небо, Землю и Море. В римской мифологии Гемере соответствует Диес.

Историческая справка об Орфических гимнах и литературе орфиков.
Содержание орфической космогонии и феогонии вкратце следующее. Праначало мира (χρόνος, Αίών) породило из себя Хаос и Эфир, от которых произошло миpoвoe серебряное яйцо. Когда яйцо это лопнуло, из него появился перворожденный (πρωτογόνος) бог Φάνης, называвшийся еще Μήτις, Έρις, Ήρικαπατος, и заключавший в себе семя всех богов. Из половинок яйца образовались земля и небо. Φάνης был гермафродитом и имел головы и атрибуты различных животных. От него произошла Ехидна или Ночь, а от нее — Уран и Гея. Дальнейшая феогония идет по Гесиоду вплоть до Зевса. Литература орфиков получила особое распространение в III—IV веках нашей эры, когда язычество, борясь с христианством, черпало в ней для себя вдохновение и доказательства своей силы.



До нас дошел сборник орфических поэм: Όρφικά или Τα είς Όρφέα άναφερόμενα. В который вошли:
1) Αργοναυτικά — мифологическая эпопея, относящаяся к позднейшему времени греческой литературы;
2) Λιθικά — теургический эпос в 768 стихотворениях, в котором Орфей рассказывает Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней;
3) Ύμνοι — литургические стихотворения (88), обращенные к различным божествам и олицетворенным силам природы.



Остальные сочинения орфиков дошли до нас только в отрывках. Заглавия некоторых из них имеют особое значение; так, например, стихотворение κρατήρ (чаша) озаглавлено так для проведения мысли, что разнообразие вещей в единстве мира подобно смеси в чаше, куда наливается вода и вино. В аллегорическом смысле даны также заглавия Πέπλος (одежда), δίκτυον (сеть). Орфические поэмы читались публично на рапсодических состязаниях, рядом с произведениями Гомера и Гесиода; некоторые стихотворения употреблялись в качестве молитв на мистериях во Флиунте и Элевсине. Продолжателями орфеевой поэзии во Фракии считались Филаммон, Фамирид, Евмолп и Музей. Поэт Ономакрит, живший в Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений, например, τελεταί (религиозные таинства). Одновременно с ним работали Орфей Кротонский и Зопир Гераклейский.