Энциклопедия мифологии
Античная мифология Эллады и Рима
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Феаки

Феаки (Φαίηκες), в греческом мифотворчестве сказочные обитатели острова Схерии. Богатый, веселый, беспечный, одаренный всеми благами роскошной природы феакийский народ вел блаженное существование: ни борьба, ни тягости жизни не омрачали его безмятежного счастья. Сами боги покровительствовали ему; в собственном виде приходили они к феакам на пиры или появлялись в народе. Отличаясь гостеприимством и исключительным мастерством в кораблевождении, феаки считали своим долгом отправлять на родину мореходов, попавших к ним в результате кораблекрушения. На остров феаков однажды был заброшен бурей Одиссей, здесь он встретил радушный прием у царя Алкиноя и его жены Ареты (Гомер, Одиссея, VII 139-328; XIII 4-15). Впоследствии феаки на своем быстроходном корабле благополучно доставили Одиссея на его родной остров Итаку.

По Гомеру дворец царя феаков Алкиноя был чудом искусства: от порога его шли медные стены, увенчанные сверху карнизом из лазоревой стали; входные двери были вылиты из чистого золота, косяки и притолоки — из серебра; в преддверии стояли вылитые Гефестом две фигуры собак — одна золотая, другая серебряная. От порога, огибая кругом стены, тянулись лавки богатой работы, на которых лежали покровы: здесь знатнейшие старейшины города услаждались питьем и едой. Тут же на высоких постаментах стояли золотые статуи юношей, в руках которых ночью горели светильники. Во дворце жили пятьдесят рабынь-рукодельниц: одни мололи ручными жерновами золотистую рожь, другие сучили нити и ткали столь плотные ткани, что "и тонкое масло в них не впивалось". Политическое устройство страны, общественные отношения и религиозные верования являются, по-видимому, отражением доисторической жизни ионян: поэт, описывая феаков, к сказочному облику народа присоединил исторические черты современной ему действительности. Как у ионян, у феаков во главе народа стоит царь, власть которого ограничена советом из двенадцати старейшин.

Есть у феаков и демос, и агора, и избирательное начало. Как ионяне, феаки веруют в Зевса громовержца, покровителя чужеземцев и нищих, в Посейдона, Афину, Гермеса, Аполлона; им известны также мифические рассказы о богах и о деяниях героев. Чуждаясь иноземцев, они, однако, признают права гостеприимства (общегреческая черта); как и ионяне, они любят пиры, веселье, хороводы, гимнастические состязания; как ионийские женщины, феакиянки ведут скромный образ жизни домовитых хозяек, хотя и пользуются свободою находиться в обществе мужчин. Переплетение фантазии с историей поставило как древней, так и новейшей критике задачу определить, существовали ли в действительности феаки и если существовали, то где искать загадочную Схерию.

Фукидид, а в новейшей науке историки Фосс, Фелькер, Нибур отождествляли Схерию с Керкирой; Гротефенд переносил ее на север от Феспротии. Со времени появления статьи Велькера "О Гомеровских феаках и Островах блаженных" в науке преобладает иная теория, по которой феаки являются мифическим народом. Велькер видит в феаках, в связи с значением слова φαίος - темный, темных перевозчиков смерти, Краузен — морских демонов, Эккерман — морских демонов, на которых перенесены атрибуты подземного царства и божеств смерти. Рассматриваемое со стороны фантастического содержания сказание о феаках является древнейшим образцом утопической сказки в греческой литературе.

В изображении феаков в гомеровской "Одиссее" соединилось несколько мотивов: беззаботная жизнь феаков соответствует представлению о золотом веке с чертами патриархального рабства (так, например, царевна Навсикая на море стирает белье вместе со служанками, которых считает своими подругами, VI 25-109). Корабли феаков достигают цели без помощи руля и мчатся с неимоверной скоростью; Одиссей в течение всего путешествия находится в состоянии глубокого сна, похожего на смерть (Гомер, Одиссея, VIII 557-562; XIII 78-92).












Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd