Энциклопедия мифологии
Античная мифология Эллады и Рима
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Эрот

Эрот Победитель
Эрот Победитель
Караваджо, 1603 год
Эрот (Έρως), в греческом мифотворчестве бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром (Гесиод, Теогония, 116-122). Согласно изложения мифографа пятого столетия до нашей эры Акусилая, Эрот, Эфир и Метида были детьми Никты и Эреба, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрот мыслится также древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон ("перворождённый"), Фанет ("явленный"), Фаэтон ("сияющий"). Отцом Эрота называли также Урана, Хроноса, Орфея и других богов и героев античного мира. Традиция греческой классической поэзии представляет Эрота сыном Зевса (Еврипид, Ипполит, 533), порождением Ириды и Зефира (Алкей, Фрагменты, 80), в позднейших преданиях Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты "златокрылого" бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому и капризному Эроту эллинистической поэзии (Симонид Кеосский, Фрагменты, 24; Аристофан, Какалос, 1738; Сафо, Фрагменты, 50).

Он стал, как отмечено у Аполлония Родосского, прекрасным своенравным и жестокосердным мальчиком, полным хитрости и лукавства, жестоким мучителем богов и людей. Он повсюду летает на своих золотых крыльях, бездумно пуская стрелы, возбуждающие любовь не только между мужчиной и женщиной, но и однополую. Эрот господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее — со стрелами любви или пылающим факелом. Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы — Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Эрота для мизийского города Пария при Геллеспонте и — шедевр греческой скульптуры — для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа. Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивались в честь Эрота празднества — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Диана и Купидон
Диана и Купидон
Помпео Батони, 1761 год
Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где его статуи ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла (Павсаний, IX 27, 1-3). Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву; лучший фиванский отряд воинов имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя; самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Позднейшему времени принадлежит возникновение симбиоза Эрота и Психеи (Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки. Похожее символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в его сочинении "Метаморфозы". Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Эрот является сыном Бедности и Богатства, зачатым в день рождения Афродиты и получившим в наследство от родителей жажду обладания, тягу к странствиям, стойкость и отвагу. В италийской мифологии Эроту соответствуют римские боги Амур и Купидон.










Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова




При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd