Эрехтей

Эрехтей, в греческом мифотворчестве аттический герой, седьмой царь Афин, сын Пандиона и наяды Зевксиппы, внук Эрихтония, брат Бута (Аполлодор, III 14, 8). По Гомеру, Эрехтей являлся сыном богини земли Геи, воспитанным Афиной в ее храме. Считается, что Эрехтей ввел Панафинеи и привил в Аттике культуру пшеницы. Имел много дочерей от Праксифеи. По позднейшему преданию, Эрехтей был царем Аттики, который в борьбе с фракийцем Евмолпом, вторгнувшимся на его землю из Элевсина, принес в жертву богине Афине, по совету оракула, свою младшую дочь Хтонию, которая, не колеблясь, взошла на жертвенный алтарь. После этого жертвоприношения Эрехтей победил и убил Евмолпа. Однако после победы, остальные дочери Эрехтея покончили жизнь самоубийством, а сам он был убит Посейдоном, отцом Евмолпа. По иной версии, другие дочери царя тоже принесли себя в жертву (Гигин, Фабулы, 46; Ликург, 98-99). Эрехтей считается отцом Кекропа, Метиона, Орнея, Пандоры, Прокриды, Креусы, Хтонии и Оритии. Также сыновьями Эрехтея некоторые древнегреческие авторы считают Эвпалама и Феспия. На сохранившихся памятниках античного искусства часто находится изображение передачи Геей младенца Эрехтея богине Афине.

Исторические сведения.
Эрехтейон то есть храм Эрехтея является замечательным произведением древнегреческой архитектуры, остатки которого сохранились в Афинах.
Эрехтейон был одним из главных святилищ на акропольской горе, к северу от Парфенона. Эрехтейон был построен на том самом месте, где, по верованию греков, произошел спор между Афиной и Посейдоном из-за обладания Аттикой; в нем находились оливковое дерево, произращенное Афиной, и ключ соленой воды, начавший бить по мановению Посейдона; в нем хранились другие святыни, чтимые афинянами: деревянный Палладион Афины, будто бы упавший с неба, статуя Гермеса, принесенная в Афины Кекропом, след на скале трезубца, которым Посейдон извлек из нее воду, светильник Каллимаха, горевший непрестанно, несмотря на то что масло наливалось в него только однажды в году, остатки гроба Эрехтея и других героев Аттики, трофеи, добытые на войне, и т.п.

Эрехтейон заменил собой находившийся на том же месте более древний храм, разрушенный персами при их нашествии; постройка нового храма была начата при Перикле и продолжалась с перерывами, вероятно, до 407 года до нашей эры. Так как Эрехтейон стоял на неровной почве и был, собственно говоря, не одним храмом, а совокупностью нескольких святилищ, то его план представлял значительное отступление от обычного расположения греческих храмов; он не имел снаружи окружной колоннады, но был украшен с трех сторон отдельными портиками.

Обломки фриза Эрехтейона, сюжетом которого был, очевидно, миф об Эрехтее и кекропидах, хранящиеся в акропольском музее, свидетельствуют о том, что скульптурные украшения Эрехтейона были превосходны. Храм Эрихтея отличался большой оживленностью и тонкостью отделки и его эффектность увеличивалась темным фоном элевсинского мрамора, на котором были укреплены фигуры, изваянные из белого паросского мрамора. В архитектурном отношении все части Эрехтейона должны были очаровывать зрителя чистой красотой своих форм, гармоничностью пропорций и тонкой обработкой деталей; ни одно из созданий древнегреческого зодчества не было так свободно и живописно по расположению, так грациозно и изящно, как это образцовое сооружение аттическо-ионического стиля. До XVII столетия Эрехтейон существовал еще в довольно сохранном виде, но венецианцы в 1687 году при осаде Афин, страшно изуродовали этот древнейший храм Эрихтея.