Додона

Додона (или Диона), в греческой мифологии океанида, возлюбленная Зевса. Ее именем был назван знаменитый оракул при храме Зевса в Эпире. Святилище обслуживали женщины-жрицы, которые прорицали по шелесту священного дуба Зевса. Некоторыми историками Додона считается древнейшей догреческой богиней земли. В позднейшей мифологии она отождествлялась с Герой.

Гера находит Зевса с Ио
Гера находит Зевса с Ио,
художник Питер Ластман, 1618,
Национальная галерея, Лондон
Древний театр в Додоне
Древний амфитеатр в Додоне и в
настоящее время используется для
театральных и иных представлений

Согласно "Илиаде" Гомера, Додона являлась матерью Афродиты. Она пребывала на Олимпе, в числе других богинь присутствовала при рождении Аполлона и Артемиды на Делосе. Также в некоторых мифах она называется матерью Диониса. При подготовке похода аргонавтов Афина вставила в корпус "Арго" кусок священного додонского дуба, благодаря чему корабль обрел способность давать прорицания.

Додона, древнейшее святилище Зевса, со знаменитым оракулом, священным дубом. Древнейшая Додона, о которой говорится в "Илиаде", лежала, по объяснению некоторых толкователей Гомера, внутри Фессалии, около города Скотуза. Но эта фессалийская Додона, если и существовала когда-либо, то рано исчезла. "Одиссея" и позднейшие произведения греков знают лишь Додону внутри Эпира, у восточной подошвы горы Томара, называемой теперь Оличка.

На холме, посреди долины, возвышался акрополь древнего города Додона, с театром, довольно хорошо сохранившимся. На южном скате холма простиралось обширное, окруженное стенами священное место, внутри которого были найдены в 1875-1876 годах, во время раскопок, предпринятых Константином Карапаносом, остатки святилища Зевса Найоса и чтимой вместе с ним Дианы, а также и других построек, предназначенных для культа и сохранения приношений; различные священные предметы из бронзы, частью грубой древней работы, частью редкой художественной красоты, многочисленные оловянные доски, на которых написаны ответы оракула на вопросы по разнообразнейшим случаям обыденной жизни.

По указаниям древних писателей, старые женщины толковали, как голос бога, шелест вершин старого дуба, журчанье ручья, вытекавшего из-под его корня, и звуки медных сосудов, о которые ударялась колеблемая ветром проволока. Греческие писатели повторяют рассказы египетских жрецов о происхождении Додонского оракула из Фив. С тех пор, как этолийский полководец Доримах в 219 году до нашей эры разорил и ограбил оракул Додона, его значение пало; но он существовал еще до III или начала IV века нашей эры, пока священный дуб не был срублен иллирийским разбойником.