Кельтская История
История Китая
Истоки индустриальной цивилизации
Славянская Мифология

Демиург

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Демиург (Δημιουργός, буквально, "творящий для народа"), мифологический персонаж, "мастер", "творец-зодчий", созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путём изготовления; его деятельность подобна деятельности настоящего ремесленника.

В мифологии Демиург часто является такими персонажами, как гончар, кузнец, ткач. Однако функции Демиурга шире непосредственно ремесленных. Так, бог-кузнец Гефест делает щит, представляющий собой модель мировой жизни, Ильмаринен выковывает солнце и луну, чудесное сампо, египетский бог Хнум создаёт мир и людей на гончарном круге, индийский Вишвакарман, ваятель, плотник, кузнец, является божественным творцом мира.
Во многих мифологиях Демиург сливается с более абстрактным образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, как Демиург, но космос в целом и не только путём изготовления, но и более "идеальными" способами, посредством магических превращений, простым словесным называнием предметов и т.п., как египетский Птах, создающий мир "языком и сердцем", или Яхве. Так, Хнум, создающий весь мир, уже очень близок богу-творцу, но остаётся Демиургом по способу творения. Демиург часто выступает как помощник верховного божества.

Демиург, изготавливающий ранее не существовавшие объекты, сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удалённые, скрытые и т.д. Практически в архаических мифологиях функции Демиурга и культурного героя (иногда с преобладанием какого-либо из этих аспектов) выполняются одним персонажем - племенным (тотемным) зооморфным, и позднее антропоморфным первопредком-прародителем, который зачастую действует как трикстер или в паре (особенно в близнечных мифах) со своим антагонистом-трикстером. Постепенно, с усилением "космичности" этого персонажа (сопровождающимся иногда переселением его в один из других миров, большей частью на небо), эти функции дифференцируются, но подобный синкретизм может сохраняться и на более поздних стадиях.



В античности термин "Демиург" приобрёл мифолого-философское значение: у пифагорейца Филолая Демиург - принцип, сохраняющий сущность вещей несмотря на их текучесть; у софиста Крития - мировой ум; у Платона в диалоге "Тимей" Демиург - творец космоса, благой отец, создающий небо, землю и её обитателей; Демиург - устроитель космоса встречается и у Аристотеля; неоплатоническая разработка учения о Демиурге принадлежит Проклу (в комментарии на диалог Платона "Тимей"); у гностиков Демиург - творческое начало, производящее материю, отягощённую злом. В литературе термин "Демиург" применяется также для обозначения мифологического персонажа, наделённого функциями созидания лишь космических объектов, природы, в отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру.



Димиург, у гностиков справедливый творец видимого космоса и бог евреев, занимающий среднее место между всеблагим Первоотцом совершенного духовного бытия (Богом истинных христиан, или гностиков) и злым, темным началом — Сатаной, богом материи, хаоса и язычества. По одним гностическим системам недостаток Демиурга состоит только в неведении высших тайн; антиномические гностики приписывают ему еще дурные нравственные свойства и вражду против верховного божества.