Дарес

Дарес (Dares), в греческой мифологии:

1. По Гомеру Дарес в "Илиаде" троянец, жрец Гефеста. Считается автором догомерической "Илиады", написанной им в прозе на пальмовых листьях (Гомер, Илиада, V 9; Элиан, Тактика, XI 2). "История завоевания Трои" ("Historia de excidio Trojae"), написанная в V или VI веках, считалась переводом с "Илиады" Дареса, сделанным Корнелием Непотом. Она в средние века была очень популярна и имела много изданий. Часто выходила в печати вместе с "Эфемеридами" Диктиса. Участник троянской войны, Диктис описал события этой войны в форме дневника (Ephemeris), который был найден в его гробу во времена правления императора Нерона. Догомерическая история Дареса послужила источником для многих средневековых романов о гибели Трои.

2. Дарес, фригиец, участник Троянской войны, в которой он пал от руки Одиссея. По совету покровительствовавшего троянцам Аполлона Дарес должен был предупредить Гектора избегать сражения с Патроклом, так как, убив Патрокла, Гектор потом сам погибнет от руки Ахилла.

Историческая справка.
Эфемериды (греч. Εφημερίς, дневник), в древней Греции так назывались ежедневные отчеты о деятельности царя или важного сановника, полководца. Эфемериды представляли официальную хронику событий, связанных с именем известного лица. Особенной известностью пользуются Эфемериды Александра Македонского, широкая военная деятельность которого давала обширный материал для ежедневного протоколирования, а последнее являлось ценным историческим источником дли историографов и биографов великого полководца. Данные Эфемериды были широко использованы Аррианом и Плутархом, которые, по мнению исследователей, включали в свой рассказ прямо отрывки из Эфемерид.

Эллинистические монархии восприняли обычай вести Эфемериды, который привился, тем более что имел свои корни и в восточных монархиях, особенно в Египте. Здесь обычай вести Эфемериды распространился в широких слоях администрации и в эпоху римского владычества сделался всеобщим. Местные территориальные начальники – стратеги и номархи – ведут Эфемериды так же, как и префект Египта, а затем и сам император. Судебное разбирательство протоколировалось в Эфемеридах рядом с присутствием на официальном богослужении по случаю дня рождения императора и т. п. Деятельность каждого агента администрации подлежала, таким образом, самому мелочному контролю.

Эфемериды, которые здесь получили название "памятных книг" (ύπορενηματισμοί), играли в жизни древнего Египта очень крупную роль. Так как в них должны были быть занесены все моменты сношения обывателей с властью, то копии или выписки из соответствующих мест этих дневников играли роль документов, служивших доказательством исполнения повинностей, приобретенного судебным приговором или административным распоряжением права имущественного и личного. Этим объясняется обилие таких копий, дошедших до нас. Оригинал найден пока только в одном экземпляре. Соответствующие Эфемеридам дневники римских императоров назывались Комментарии. До нашего времени сохранились, например, Комментарии городские, из Цере, близ Рима. Составлялись Эфемериды не самим лицом, деятельность которого протоколировалась, а его секретарями. Насколько можно судить по Египту, ему ежедневно сообщались записи для скрепления их подписью; по крайней мере, на единственном имеющемся оригинале "дневника" (папирус, на котором он написан, хранится в Париже) после каждого дня имеется удостоверяющая подлинность подпись, сделанная другим почерком, нежели самый текст документа.