История Эллады
Мифология Китая
История Рима
История нибелунгов

Дафнис

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Дафнис (Dapnis), в греческой мифологии пастух, создатель пастушеских песен, герой сицилийской буколической поэзии. По иной версии Дафнис - фригийский певец, которому приписывалось божественное происхождение. Дафниса считали сыном Гермеса и одной из нимф, бросившей ребенка в лавровой роще у подножия Герейских гор на острове Сицилия (Диодор, IV 84). Дафниса воспитали нимфы, а единокровный брат Пан научил его играть на свирели и петь пастушеские песни (Элиан, История, X 18). В цвете юности Дафниса постигла внезапная смерть.

В самой древней версии, источником которой был Стесихор, Дафнис умер вследствие мести своей возлюбленной нимфы Наиды (или Номии). Он обещал ей не сближаться с другой женщиной, но был однажды опьянен и увлечен к нарушению обета одной царской дочерью. Дафнис не сдержал клятву верности, и в отместку любившая его нимфа ослепила его; по версии Овидия превратила в камень (Метаморфозы, IV 277). Раздираемый любовью, блуждал он по острову, пытаясь утешить себя музыкой и пением, но потом бросился со скалы в море (Диодор, IV 84). Гермес взял его на небо, а на месте его погибели вызвал из земли источник, у которого сицилийцы ежегодно приносили жертвы. В более поздней версии мифа, представителем которой является Феокрит (1 и 7 идиллии), Дафнис умирает от безнадежной любви к некоей Ксении. Эта безнадежная страсть была внушена ему Афродитой, мстящей за то, что Дафнис не захотел полюбить девушку, назначенную ему богиней. Он умер, оплакиваемый пастухами, своими стадами и всей природой. Вокруг его страданий и смерти вращаются все главные сказания и песни о пастухе необыкновенной красоты и дарования Дафнисе. Вергилий воспевает в пятой эклоге под именем Дафниса Юлия Цезаря.

Миф о Дафнисе в европейской литературе использовался главным образом в пасторальной поэзии, а также в драматургии 17-18 веков. Широкой популярностью пользовался в Эпоху Возрождения и последующие времена роман Лонга "Дафнис и Хлоя". Он послужил основой для либретто ряда опер (Альдобрандини, Скарлатти, Асторги, Буамортье, Рамо, Глюк), а также балетных спектаклей (Морис Равель и другие композиторы). В европейском изобразительном искусстве 16-17 столетий воплощены сюжеты "Пан обучает Дафниса игре на флейте" (Джулио Романо, Аннибале Карраччи и др.) и "Дафнис и Хлоя" (Парис Бордоне и другие художники).

Хлоя (Χλόη), в мифологии прозвание Деметры, как покровительницы зеленеющих посевов. В Афинах было общее святилище Деметры Xлои и Геи Куротрофы; кроме того, в честь ее был установлен весенний праздник Хлойи, приходившийся на шестой день афинского месяца таргелиона и сопровождавшийся принесением в жертву барана.



Историческая справка.
Лонг (Λόγγος), античный автор известного, особенно во время Возрождения много читавшегося романа из пастушеской жизни "Дафнис и Хлоя". О времени и обстоятельствах жизни автора можно судить только по содержанию его сочинения. Он жил еще в чисто языческой обстановке и был родом с острова Лесбоса, где происходит действие романа. От древних идиллий роман Лонга отличается лишь тем, что написан прозой и вставляет отдельные рассказы и эпизоды в рамку связного повествования о судьбе двух подкинутых детей, которых принимают на воспитание добродушные пастухи. Они оказываются детьми богатых родителей из Митилены; последние их находят и желают взять к себе, но им до того мила простота деревенской жизни, что они снова возвращаются к ней, чтобы вдали от города отпраздновать свою свадьбу и повести безмятежную счастливую жизнь.



Как и в идиллиях, в романе появляются обычные образы сельской музы: нимфы, эроты, паны. Невинность пастушеской жизни нарушается ничем не прикрытым изображением голой чувственности в лице наглой соблазнительницы Ликенион и противоестественного развратника Гнафона. Стиль романа с его короткими фразами и простой дикцией прекрасно согласован с характером предмета.