Кельтская История
Мифология Месопотамии
Мифология Мезоамерики
Мифология Японии

Акарнан

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Акарнан (Ακαρνάν), в греческой мифологии сын нимфы Каллирои и Алкмеона, внук фиванского героя-прорицателя Амфиарая. Когда Алкмеон был вероломно убит в Фивах сыновьями царя Фегея (или им самим), Акарнан вместе с братом Амфотером были еще младенцами. Их мать Каллироя умолила Зевса, возлюбленной которого она стала, чтобы ее сыновья выросли за одну ночь и смогли отомстить за отца.

Зевс охотно откликнулся на просьбу Каллирои, превратил ее сыновый в настоящих воинов. Братья умертвили не только убийц отца, но также самого царя Фегея, его жену и всех их детей. В дальнейшем братья Акарнан и Амфотер нашли убежище в Тегее, посвятив дельфийскому храму Аполлона ожерелье Гармонии, ставшее причиной смерти Алкмеона и проклятия рода Амфиарая. История Акарнана принадлежит к числу мифов о родовом проклятии и относится к периоду упадка героической мифологии.



Историческая справка.
Фивы (Θήβαι, Thebae), в древности главный город области средней Греции, Беотии, расположенный на невысоком холме, среди плодородной Аонийской равнины. Город имел круглую форму и был окружен стеной с семью воротами: отсюда Беотийские Фивы назывались Семивратными. История Фив, как древнейшего города Эллады, восходит к героическому периоду; к Фивам примыкает целый ряд сказаний, повествовавших о Кадме (основателе Кадмеи), о Зете и Амфионе (основателе Фив), о Дионисе, о Геракле, о Лабдакидах и Эдипе, о походе семи царей против Фив, о походе эпигонов — сказаний, занимающих видное место в сокровищнице древнегреческого эпического материала. Хотя в наслоениях этих сказаний многое является чисто поэтическим вымыслом, однако, есть возможность отыскать и некоторые исторические воспоминания.



Так, в сказании о походе Семи отражаются воспоминания о борьбе Сикиона и Аргоса с Фивами, в сказаниях о Геракле — воспоминания о доисторической борьбе двух соперничавших городов Беотии, Фив и Орхомена. Несмотря на свидетельства древности о финикийском происхождении Кадмеи и на остатки семитической культуры на в окрестностях города Фивы (святилище кабиров), едва ли возможно на основании этих данных признать финикийскую колонизацию Беотии, области, достаточно удаленной от моря. Хотя возникновение имени Кадмеи и кадмейцев неизвестно, однако в чисто греческом происхождении Фив сомневаться нет оснований. Жители Фив родственны с абантами, гиантами, минийцами, аонами, теммиками и принадлежат к северо-восточной группе греческого племени, передвинувшейся в доисторическое время из Фессалии. Азиатские элементы фиванских сказаний, быть может, были привнесены ионийцами, которые если не создали, то разработали в Малой Азии материал этих сказаний. В истории беотийских городов Фивы играют преобладающую роль, при чем уже в доисторическую эпоху (борьба с Орхоменом) заметно стремление города Фивы к гегемонии над соседними городами. В VI веке до нашей эры Фивы имели политическое преобладание в в Беотийском союзе.