Мифология Эллады
История Индии
Античная Мифология
История нибелунгов

Нейт

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Нейт, в египетской мифологии богиня города Саис. Культ Нейт возник в западной части дельты Нила и в Ливии, а впоследствии распространился по всему Египту. Наивысший расцвет ее культа относится ко времени XXVI Саисской династии в 7-6 веках до нашей эры. Нейт изображали в виде женщины в короне Нижнего Египта, часто - кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Ее фетиш - щит с двумя перекрещенными стрелами. На острове Элефантина и в Латополе (где она вытеснила местную богиню Небтуи) Нейт считалась женой Хнума. Иногда отождествлялась с Хатор. В Нейт соединялись одновременно мужское и женское начало, она имела функции демиурга.

Уже в "Текстах пирамид" и надписях Древнего царства имя Нейт встречается неоднократно, она почиталась как мать бога Себека и путеводительница умерших. Вообще Нейт постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады. До степени главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии; поэтому с Нейт сопоставлялись все женские божества и с ее именем соединялись довольно возвышенные философско-богословские представления. Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: "Я все бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; плод, рожденный мной — солнце". Это подтверждается египетскими текстами поздних времен, например следующей молитвой: "о великая мать, рождение которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити ее руками твоими".



Особенно ревностным проповедником ее славы был жрец Учагор, посвятивший Камбиза в мистерии богини Нейт. Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт демиурга, космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог; лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца. Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин ее сопоставления с Афиной. Геродот описывает ее праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по всему Египту лампад; он же упоминает об ее оракуле. Культ Нейт, вероятно, был известен ливийцам; по крайней мере, ее иероглиф был одним из знаков их татуировки. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на саркофагах, вместе с Селкит.



Нейт является создательницей семи богов и людей. Ее называли "Великая Нейт - мать богов Амаунтет, которая родила Рат-тауи, великую Ихет, родившую солнце", "отец отцов и мать матерей". Один из эпитетов Нейт - "открывательница путей" на запад. В древнейший период Нейт - богиня войны и охоты; как богиня воды и моря она - мать бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов. Связанная с заупокойным культом, Нейт являлась главой "дома бальзамирования"; вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах. Считалось также, что Нейт обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа.