Государственное управление Японии

Преодоление китаизации Японии началось при Сётоку (573 – 621 годы). Этот император был страстным поклонником буддизма. Он ввел новые императорские инсигнии: украшенные золотом одежды, ритуалы поклонения императору, предусматривавшие передвижения на четвереньках, а в присутствии императорской особы – задом к нему, дабы не быть испепеленным божественным сиянием. Он провозгласил первую конституцию. Конституцией предусматривалось беспрекословное следование ритуалу, непререкаемый авторитет старших, неукоснительное исполнение надлежащих каждому состоянию обязанностей. Сётоку изменил порядок и число рангов в соответствии с принципами буддизма.

Всего были установлены 6 рангов:
- сетоку (святая добродетель), подобающий только императору;
- седзин (человеколюбие);
- серай (учтивость);
- сесеин (искренность);
- сеги (справедливость);
- сети (мудрость).

Ранги предоставлялись в зависимости как от личных качеств государственного служащего, так и от заслуг рода. Сётоку Япония обязана своим названием. В 608 году он отправил дипломатическую миссию в Китай; посольство обратилось к китайскому императору как к правителю «страны, где заходит солнце», тогда как свою собственную страну послы называли «страной, где восходит солнце», по-японски «Нихон», от этого слова и происходит европеизированное название «Япония». Китайский император счел себя оскорбленным, дипломатическое послание было растоптано, а послы казнены. Сётоку ответил разрывом отношений с Китаем. Китайцы были изгнаны из Японии. Китайский язык и китайская письменность были запрещены. Сётоку была создана слоговая японская азбука, которая и была введена в качестве официальной письменности. Наконец, Сётоку стал автором первой истории Японии – «Нихон-секи». Он же заложил прецедент особого поведения императора, отказа от власти по религиозным соображениям. Сам Сётоку отказался от престола, постригся в монахи и остаток жизни прожил в монастыре.

«Нихон-секи», «Нихонги» («Анналы Японии»), мифолого-летописный свод, окончательно составленный в 720 году группой сановников и чиновников под руководством принца Тонэри. Состоит из тридцати свитков, написан на древнекитайском литературном языке. Представляет собой ценнейший источник по религии синто и раннеяпонской истории, входит в число шести японских общегосударственных хроник. Центром повествования являются мифы, предания и события, связанные с правящим родом. После неудачной попытки создания общегосударственной идеологии на основе «Кодзики» составление свода «Нихон секи» оказалось плодотворным, этот текст всегда служил одним из основных источников для государственной и этнической самоидентификации.

В отличие от «Кодзики», в «Нихон секи» представлены сведения о буддизме, родах переселенцев из Кореи и Китая. Изложение исторических событий является намного более подробным. Уникальной особенностью памятника является многовариантность изложения синтоистского мифа: представлены версии одного и того же мифа, сохранявшиеся различными могущественными родами. Свод «Нихон секи» был составлен под влиянием китайской исторической мысли при непосредственном участии иммигрантов, однако местная традиция внесла существенные корректировки. Так, положение о принципиальной возможности смены правящей династии (так называемый «мандат Неба») было полностью проигнорировано, что наложило отпечаток на всю дальнейшую историческую и культурную традиции.

Далее ► Эпоха Нара и Хайян