Энциклопедия мифологии
История средневековья Мифология Индии Современная цивилизация Индустриальная цивилизация

Право в византийском обществе


Галерея картины мифических существ

Другой важнейшей опорой «византийского таксиса» выступало право. Первым официальным сводом византийских законов стал кодекс Феодосия II (438 год). Он вобрал в себя более ранние нормы, начиная с Константина Великого. Наиболее универсальной кодификации византийское и римское право было подвергнуто при Юстиниане I Великом в 528–533 годы. В результате был составлен «Корпус гражданского права» (Corpus juris civilis), собрание римских законов и сочинений юристов, которое на протяжении многих веков служило главным источником права большинства европейских стран; остается основой европейского, так называемого романо-германского права. Включает Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Основа кодификации Юстиниана — римское право, переработанное с учетом новых экономических условий.

13 февраля 528 года Юстиниан I создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана и уже 7 апреля 529 года был обнародован кодекс Юстиниана, который вобрал в себя все императорские постановления I-VI веков. Затем Юстиниан решил таким же образом систематизировать и так называемое «древнее право» (jus vetus), то есть сочинения римских юристов, их комментарии к гражданскому и преторскому праву. 15 декабря 530 года он издал указ о создании комиссии из 15 человек во главе с Трибонианом, в составе двух профессоров из Константинопольской Академии (Теофил и Кратин) и двух — из Беритской (Дорофей и Анатолий), а также 11 адвокатов. Задача комиссии — написание Дигест, то есть извлечений из сочинений классических римских юристов — была выполнена к 16 декабря 533 года.

Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции, учебник для студенчества; они вступили в силу 21 ноября 533 года. Наконец, 16 ноября 534 вышла новая редакция кодекса — добавлено более трехсот новых постановлений. Уже после смерти Юстиниана к трем основным частям корпуса были добавлены так называемые «Новеллы», написанные профессором Юлианом из Константинополя в 556 году, — собрание императорских постановлений, вышедших в 535-556 годах, после издания кодекса. Сам Юстиниан назвал свое творение «храмом римской юстиции», средневековые юристы присвоили ему наименование «Корпуса гражданского права». Он включает в себя:
1) Институции (состоят из 4 книг, по содержанию это в значительной мере повторение Институций Гая);
2) Дигесты (состоят из 50 книг, вобрали в себя цитаты из почти 2 тысяч сочинений 39 юристов);
3) Кодекс (состоит из 12 книг, в подражание законам Двенадцати таблиц Рима);
4) Новеллы (содержат 122, наиболее полное собрание позднего времени — 168 новелл).

Византийское право впервые провозгласило равенство всех людей перед законом независимо от этнической, религиозной и половой принадлежности. Это равенство, согласно трактовке византийских юристов, предопределялось естественным правом. Рабство считалось установленным по праву народов (jus gentium). Подчинение чьему-либо господству рассматривалось противоречившим природе, естественному праву. Раб в византийском обществе получал правовую защиту государства; за его убийство и физическое увечье господин нес уголовную ответственность; раб получал частичную правоспособность и более широкие возможности освобождения. Государственная собственность не получила полного преобладания, как на Востоке. В Византии сохранялась достаточно широкая сфера частнособственнических отношений. Практиковались различные виды контрактов, аренды, залогов, сервитутов и прочих правовых действий с собственностью.

Византийское судопроизводство отличалось открытостью и состязательностью. Существовали юридические консультации, нотариальные конторы и коллегии адвокатов. Юристы занимали ведущее место в обществе. Между прочим, византийские юристы могли осуществлять «анонимную правку» законов, внося сокращения, редакционные правки, перераспределение и изменение последовательности нормативных материалов. Допускалась интерполяция, т.е. добавления между строк при копировании законов и рассылке их на места.
С VIII века законодательство и судопроизводство стали переводиться с латинского языка на греческий. Первым сводом законов на греческом языке стала «Эклога» 726 года. Она представляла собой сокращенную выборку из Corpus juris civilis с некоторыми добавлениями «в духе большего человеколюбия». Вместо смертной казни «Эклога» утверждала телесные и увечащие наказания в виде битья палками или плетью, отрезания носа, вырывания языка, отсечения рук, ослепления, выжигания волос и пр.; подобные меры должны были применяться за тяжкие преступления – осквернение святости алтаря и права церковного убежища, клятвопреступление, вероотступничество, разграбление могил, подделку монет, похищение, прелюбодеяние и др. Сами эти нормы появились под воздействием обычаев различных народов, проживавших на территории Византии. «Эклога» отменяла самые жестокие виды смертной казни, например, распятие и сожжение; сокращались составы преступлений, за которые назначалась высшая мера наказания: стали казнить лишь за кровосмешение, гомосексуализм, поджог, отравление, колдовство, убийство, разбой, некоторые ереси.

По-новому регламентировались семейно-брачные отношения. Брак, согласно «Эклоге», являлся союзом мужа и жены, обладавших равными имущественными правами. Развод ограничивался и был связан с имущественными и денежными обязательствами. Дополнениями к «Эклоге» стали Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев законы. Земледельческий закон регулировал отношения в Крестьянской общине. Военный закон устанавливал наказания для военнослужащих, нарушавших уставы и совершавших уголовные преступления. Морской закон касался организации плаваний, фрахта, торговли и морских товариществ. Моисеев закон включал 10 заповедей, которые, по преданию, сам Яхве начертал на Синае и вручил Моисею.
С VIII века судьи стали получать деньги из казны за отправление своих функций, что превратило их в государственных чиновников. С другой стороны, суд был признан безвозмездным для всех участников судебного процесса.

История древних цивилизаций
Социальные отношения в Византии




Галерея картин мифических существ
Амазонки
Баньши
Валькирии
Вервольфы
Волхвы
Гарпии
Гномы
Гоблины
Горгоны
Грации
Демоны
Драконы
Дриады
Кентавры
Менады
Нибелунги
Нимфы
Сатиры
Сидхе
Тролли
Русь
Феи
Фоморы
Эльфы
Эльфы-Альвы


История России










Юпитер


Один
При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd