Энциклопедия мифологии
Кельтская История История ислама История Скандинавии Галерея мифологических существ

Культура Среднего царства


Галерея картины мифических существ

Среднее царство по праву считается классическим периодом египетской культуры, в это время окончательно складывается среднеегипетский язык, развивается скоропись (иератическое письмо), общий подъем хозяйственной жизни. В эпоху Древнего царства уже были созданы основные архитектурные формы, воплотившиеся в монументальных сооружениях: пирамида и заупокойный храм, солнечный храм с обелиском и их компоненты (типы колонн, декор зданий и т.д.). Во внутриполитическом отношении эпоха Среднего царства характеризуется усилением позиций местных князей — номархов, при дворе которых развиваются местные художественные школы. В среднем Египте (Бени-Хасане, Меире, Асьюте, Эль-Кабе, Эль-Берше) сохранились богато декорированные росписями и рельефами гробницы номархов, отказавшихся от прежней формы погребения — мастаб. В погребальном ритуале также происходят значительные изменения, так, теперь каждый умерший отождествлялся с богом Осирисом, тогда как во времена Древнего царства это относилось только к фараону, на стенках саркофагов появляются так называемые «Тексты саркофагов» — заклинания, отражающие представления египтян о загробном мире.

При фараонах XII династии, значительно укрепивших свой авторитет и власть, египетская скульптура переживает бурный расцвет. Лучшими примерами могут служить менее идеализированные, чем в эпоху Древнего царства портретные скульптуры Сенусерта III и Аменемхета III. От крупных построек фараонов Среднего царства сохранилось немного; однако такие постройки, как поминальный храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри в Фивах, часовня Сенусерта I в Карнаке (Фивы), руины пирамид (правда, более скромных, чем в Древнее царство) и мощных крепостей на границе с Нубией, позволяют представить масштабы монументального зодчества. В эпоху Среднего царства основной стиль был пересмотрен исходя из новых потребностей общества: строительство уникальных ансамблей, среди которых заупокойный храм Аменемхета III, названный впоследствии Лабиринтом, занимавший фантастическую территорию 72 тысячи квадратных метров, до наших дней, к сожалению, он не сохранился. От времен Среднего царства и правления гиксосов дошли первые математические и медицинские тексты, где впервые в истории медицины изложено учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце (папирус Эберса), древнейшее учение о мозге, магическая терминология почти полностью заменена практической (папирус Эдвина Смита). От эпохи Среднего царства сохранились и древнейшая запись обмера страны, и списки созвездий на саркофагах, и первый в мире словник, напоминающий энциклопедию, который был найден в библиотеке, открытой в одной из гробниц Рамессеума, а также шедевры египетской художественной литературы: «История Синухета», «Красноречивый поселянин», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», которые свидетельствуют о многочисленных представлениях египтян, в том числе и об экзотике дальних стран.

Богиня ИсидаИсида, богиня плодородия, воды, ветра, мореплавания, сестра и супруга Осириса, древнеегипетский барельеф.

Эпоха гиксосского владычества затормозила естественную революцию египетской культуры, но не прервала линию ее преемственности. Новое царство явилось дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами соседних народов. Положение Египта как мировой державы создает особо величественный стиль, ярко отразившийся в монументальных храмовых постройках в Фивах – Граде Амона, в торжественных надписях фараонов-завоевателей, в одах и гимнах богам и прежде всего Амону Победоносному, именем которого освящали все военные походы. Главенствующее положение Египта нашло отражение в храмовых и гробничных сценах с изображениями посольства от четырех стран света или в гимнах, где египетские боги воспевались не только как творцы Египта, но других стран. Культура иных народов, какими бы жалкими и презренными они не казались самим египтянам, оказалась для них вовсе не чужой и принималась тем легче, чем ближе к закату была слава великой державы фараонов, вынужденной все более считаться со своими новыми политическими соперниками: хеттами, ассирийцами, вавилонянами. Степень проникновения египетской культуры в иную этнокультурную среду была различна, особенно благоприятно сказалась на культурах Нубии и Ливии, с которыми имела много общих корней, впоследствии через них распространилась в Судан, Эфиопию, Западную Африку. Египет, напротив, заимствовал из Азии намного больше, хотя и трансформировал азиатские элементы в лоне собственной культуры. Расширение географического положения явилось стимулом небывалого расцвета египетской культуры.



Как в медицине и математике, так и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития. Египетский год делился на три сезона по четыре месяца — Ахет («половодие»), Перет («выхождение») и Шему («засуха»); каждый месяц был разделен на 3 периода по 10 дней, что в сумме давало 360 дней в году. К этой цифре добавлялись пять дней, посвященных богам Осирису, Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года совпадало с появлением на небе звезды Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом Нила. Наблюдение за небом, звездами и планетами осуществлялось жрецами-астрономами из «домов жизни», учреждений при храмах, где жрецы получали и хранили знания. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями, связанными с почитанием многочисленных астральных богов.

История древних цивилизаций
Культура Нового царства


Галерея картин мифических существ
Амазонки
Баньши
Валькирии
Вервольфы
Волхвы
Гарпии
Гномы
Гоблины
Горгоны
Грации
Демоны
Драконы
Дриады
Кентавры
Менады
Нибелунги
Нимфы
Сатиры
Сидхе
Тролли
Русь
Феи
Фоморы
Эльфы
Эльфы-Альвы


История России








Янус


Фрейр
При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd