Энциклопедия мифологии
Римская цивилизация
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Социальные отношения в Римском государстве

Римская республика территориально и демографически многократно увеличилась, однако полными гражданскими правами обладали только римляне, даже латиняне и италики были неполноправны, а жители завоеванных стран – провинций – стояли в правовом отношении еще ниже: они обязаны были платить трибутум, содержать войска, предоставляя треть своего жилища, третью часть продовольствия и т.д. (терции). Не соответствовали мировому характеру Римского государства военная организация, включавшая только римлян, и система управления, остававшаяся, по сути, городской.

Социальные отношения в Римском государстве не исчерпываются противостоянием патрициев и плебеев или борьбой рабов и рабовладельцев. Конечно, основным делением было деление на свободных и несвободных, но и те, и другие включали в себя множество различных социальных групп. Свободные делились на квиринов, или квиритов, то есть обладавших римским гражданством, латинов, перегринов и вольноотпущенников. Квирины обладали правом собственности на землю, гражданской и имущественной правоспособностью, правом заключения сделок (ius commercii), правом вступления в законный брак (ius connubii), правом голоса в народных собраниях (ius suffragii) и правом занимать должности (ius honorum).
Латины считались союзниками, составляли союзные войска и могли пользоваться отдельными из перечисленных прав, кроме ius honorum, в порядке личной привилегии за заслуги перед республикой.
Перегрины, или иностранцы, с точки зрения римского права были бесправны. Чтобы интегрироваться в римское общество, они вынуждены были отдаваться под покровительство квиринов и превращались в клиентов. Практиковалось фиктивное манципирование перегрина под власть римлянина с обещанием последующей эмансипации. Вольноотпущенники, хотя и считались римскими гражданами, пользовались их правами далеко не в полном объеме, нередко ограничиваясь лишь ius commercii.
Несвободные (servus), или рабы, также не были однородными. Из них выделялись детитиции, то есть те, кто были взяты в плен с оружием в руках. Положение их было наихудшим. Источниками рабства были плен, долги и рождение в неволе. За долги практиковалась самопродажа римлян или продажа членов семьи. Продажа совершалась публично, устанавливался срок 60 дней для удовлетворения кредитора, предписывалось трехкратное выведение на форум для продажи в рабство.

Помпеи цветущий и социально порочный город Римского государства
Помпеи, цветущий и социально порочный город Римского государства.

Только в 326 году до нашей эры долговое рабство было отменено. Рабы участвовали в отправлении религиозных культов, в празднествах; существовали праздничные дни, когда рабы вели себя как равные господам. Существовали обычаи отпуска рабов на волю по завещанию, виндиктой и по цензу. В период империи рабы стали сажаться на землю, получая пекулий, стали превращаться в колонов, пользовавшихся землей, имевших дом, личное имущество, порой даже семью. Но в целом раб считался «животным, наделенным даром речи» и мог подлежать купле-продаже как res mancipi. Право вступать в брак (ius connubii) и, стало быть, создавать семью являлось исходным правом римского гражданина. Брачные союзы всех прочих социальных групп считались всего лишь сожительством. Наличие ius connubii определяло статус наследников: при ius connubii дети наследовали состояние отца, при его отсутствии дети наследовали состояние матери; например, если отец был свободным, а мать рабыней, с которой невозможен брак, то сын становился рабом, если отец был римским гражданином, а мать латинкой, имеющей право вступать в брак, то ребенок от этого союза получал римское гражданство.



Основой римского брака являлось владение землей в составе ager publicus, которая не облагалась налогом, передавалась безвозмездно, не подлежала купле – продаже и могла наследоваться детьми. Во главе семьи стоял отец (pater familiae), наделенный огромной властью; он мог убивать детей до трех лет, а при наличии отклонений и старше – мог продавать их; даже позднее высвобождение старших сыновей из-под власти отца совершалось в форме фиктивной продажи. Отец вправе был судить мать, но совместно с родственниками. Мать (mater familiae) считалась подвластной отцу, хотя отец мог доверить ей вести хозяйство дома. Различались две формы брака – cum mano и sine manu. В первом случае заключение брака сопровождалось наличием свидетелей, весовщика с весами, совершением ритуала манципации (прикосновения рукой). Во втором случае брачный союз носил неформальный характер. Однако жена должна была в течение года покинуть дом мужа на три дня и ночи. Если она этого не делала, то по праву приобретательной давности переходила под власть мужа. То есть жена рассматривалась в категориях вещного права. Помимо жены мужчина мог иметь наложниц.

В Риме различались две системы родства – агнатское и когнатское. Агнатское родство объединяло родственников по мужской линии; оно давало право на наследование, на опеку над женщинами, подвластными. Когнатское родство объединяло родственников по женской линии.
В императорский период можно отметить падение рождаемости в Риме, распространение практики адоптации, то есть усыновления или удочерения; наблюдалась деградация самого института семьи, ее членами считались не только адоптированные лица, но и клиенты, и другие люди, отдавшиеся под покровительство главы семьи на каких-либо условиях. Некоторые исследователи констатируют даже физиологическое вырождение римского общества в последние столетия существования империи.

История древних цивилизаций
Экономика Древнего Рима


Правители Руси



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова




Блодуэдд

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd