Энциклопедия мифологии
Варварский мир
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Славяне

Славяне, группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). Для праславянского периода характерны многочисленные празднества, в частности, карнавального типа, связанные с определенными сезонами и поминанием мертвых. Совпадение ряда характерных деталей (участие ряженых, фарсовые похороны) наряду с типологическим объяснением делает возможным возведение этих славянских празднеств к календарным обрядам ряжения. Уже раннесредневековые латинские источники описывают фарсовые обряды (в том числе и поминальные) как у западных славян (Козьма Пражский и др.), так и у южных (в XIII столетии Димитрий Болгарский описывает русалии и производимые по их случаю театрализованные действа и танцы, характеризуемые как непристойные). В неофициальной народной культуре эти обряды сохраняются до настоящего времени во всех славянских традициях: смеховые похороны мифологических существ типа Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары у восточных славян (где в сезонных обрядах участвуют и зооморфные символы типа «коровьей смерти»), у чехов (обряд umrlec, моравские весенние обряды на Смертной неделе, когда выносилось чучело Smrtna nedela с исполнением песен, дословно совпадающих с восточнославянскими), у болгар (праздники — русалии, Герман и другие).


Иванов Всеволод Храм Свентовида в Арконе
Храм Свентовида в Арконе
Иванов Всеволод Прибытие Руса
Прибытие Руса
Иванов Всеволод Аркона
Аркона Радуга над городом
Автор представленных на этой странице картин — художник Всеволод Борисович Иванов

Из довольно скудных описаний славян и славянских народов греческими, римскими и арабскими историками можно вывести заключение, что славяне в древние времена представляли собой определенный расовый тип, отличный как от типа южных народов области Средиземного моря, так и от типа германцев. Древние писатели упоминают о высоком росте, крепком сложении, румяном цвете лица и русых волосах славян.



Есть основание полагать, что в древности славяне, в частности русские, могли быть более светловолосыми, чем в наше время: это — большое преобладание светло-русых и белокурых волос у детей. Еще Петр Алеппский, путешествовавший по России в XVII столетии вместе со своим отцом, антиохийским патриархом Макарием, описывая одно из селений будущей Киевской Руси, обратил внимание на массу детей с белокурыми волосами.


Иванов Всеволод Город Словенск
Город Словенск
Иванов Всеволод Святилище на холме в Городне
Святилище на холме в Городне
Иванов Всеволод Арии ушли
Арии ушли - волки пришли

Согласно представлений древнейших историков, славянский народ расселился в Восточной и Южной Европе множеством племен, каждое из которых стало жить своей самостоятельной жизнью; неудивительно поэтому, что с древнейших времен отмечены племенные особенности у славян и в языке, и в религии, и в праве. Тем не менее славяне производили на соседей впечатление народа единого, с одними и теми же внешними (цвет волос и кожи) и внутренними (выносливость и свободолюбие) признаками, что выражалось, между прочим, и в общем названии (венеды, славяне).

Сами славяне также смотрели на себя как на нечто единое, отличное от других народов, как на особый "язык словенеск", что сохранилось в преданиях об общем местожительстве и последовавшем затем расселении, об общем происхождении (три брата — Лех, Чех и Рус), о некогда бывшем политическом единстве. Это заставляет предполагать существование одного общего миросозерцания, что подтверждается религиозными верованиями славян, более или менее отличными от религиозных представлений других арийских народов, поразительным сходством общественного быта — не только древнейшего, но и более позднего (например, в XIII столетиии).


Иванов Всеволод Город Ведической Руси
Город Ведической Руси
Иванов Всеволод Призрак Радогоста
Призрак Радогоста в храме воинов в городе Ретре
Иванов Всеволод Город руссов Бер
Город руссов Бер

Религиозные воззрения славян сводятся к тем древнейшим слоям религиозных верований, которые составляют общее достояние народов арийского племени: они сложились до начала истории славян как отдельной племенной группы. Соответственно поэтому у них не было выработано строгих форм культа, не было и особого жреческого сословия, за исключением, может быть, балтийских славян. У других славянских племен не было ни общественных кумиров, ни храмов, ни жрецов; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов.

Русские славяне в VIII–IX веках (по иной версии, во времена пришествия варягов) стали ваять и изображать своих богов в статуях и идолах. Достоверно известно, например, что на холме в Киеве идолы были поставлены князем Владимиром богам Перуну, Хорсу, Дажбогу, а в Новгороде над Волховом воеводой Добрыней — богу-громовержцу Перуну. При Владимире впервые появляются на Руси и храмы, вероятно, им же сооруженные, в которых он, по словам саги об Олаве Тригвесоне, сам приносил жертвы. Но при том же Владимире было введено в России христианство, которое и положило конец развитию славянского культа, хотя еще и долго было не в состоянии вытеснить остатки языческих верований. По принятии христианства народное сознание славян смешало новую веру с языческой, частично соединило своих древних родовых богов с христианскими святыми, частично низвело некоторых языческих богов в положение "бесов", частично сохранило верность своим культовым обрядам.


Иванов Всеволод Вечерний дозор
Вечерний дозор
Иванов Всеволод Святилище Числобога
Святилище Числобога
Иванов Всеволод Священное озеро Сиверных гор
Священное озеро Сиверных гор

Отправление славянского религиозного культа совершалось в храмах. В христианское время храмы стал называть капищами, а лики — идолами, чтобы противопоставить христианским храмам и ликам, но на всех древних надписях языческие храмы именуются именно храмами. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с византийского историка Прокопия Кесарийского) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Наиболее обширный материал дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также лингвистические данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом), отдельные изображения (Збручский идол и др.).

К известным культовым сооружениям славян относят — Аркона, город и религиозный центр балтийских славян X-XII веков на острове Рюген в Германии. Разрушен датчанами в 1169 году. Остатки святилища Святовита, общественных и жилых построек. Перынь, урочище южнее Новгорода; расположено на холме, на левом берегу реки Волхов, около его истоков из озера Ильмень. Название происходит от имени древнеславянского бога Перуна. Раскопками 1950-х годов здесь открыто языческое святилище IX-X веков. В плане оно имело форму цветка с восемью лепестками. Центром святилища была круглая площадка диаметром более двадцати метров, окольцованная рвом с восемью дугообразными выступами, в которых в древности горели ритуальные костры. В середине площадки находились деревянная статуя Перуна (по летописи, срублена в 988 году) и жертвенник из камней. После установления христианства на месте святилища возник монастырь. Сохранился каменный храм Рождества Богородицы конца XII — начала XIII века. Збручский идол, скульптурное изображение славянского божества (X век) в виде столба с четырехликой головой.

Наряду с германоязычными народами происходило образование ранней государственности и у славян. Это, прежде всего, государство Само в Центральной Европе, существовавшее в VII веке. Затем — Великоморавское государство, существовавшее на той же территории в VIII–IX веках. В дальнейшем поляне сыграли важнейшую роль в становлении Польши; моравы, чехи, дулебы определили процессы утверждения Богемии, позднейшей Чехии; сербы и хорваты повлияли соответственно на образование Сербии и Хорватии в Юго-Восточной Европе; мигрировавшие с Волги тюркоязычные булгары смешались со славянами, восприняли их традиции, язык и приняли участие в создании Болгарского царства; наконец, выходцы из Скандинавии – росы, смешавшиеся с восточнославянскими племенами и растворившиеся в них, оказались причастными к образованию русских княжеств.

Заря славянской культурной истории связана с таким поразительно крупным и знаменательным явлением, каковым была деятельность великих апостолов-просветителей славянства, святых Кирилла и Мефодия. Они первые изучили славянские языки и обогатили славян такими сокровищами, которые одни были в состоянии духовно и литературно сблизить и связать их и оказались самым прочным средством и проводником славянского культурного единения. Впоследствии у всех славянских народов первые шаги в области ознакомления с соплеменниками связываются с интересом к плодам трудов святых Кирилла и Мефодия, к церковно-славянскому языку, к старославянской письменности, а также с изучением своей первоначальной истории. Лучшим примером такого раннего славянского самопознания является русский хронист-историк Нестор или автор начальной летописи, преподавший своим соотечественникам первые уроки славянской этнографии и бытовой старины.

Знаменитый хорватский панславист XVII столетия Юрий Крижанич (1617 — конец XVII века), изучив славянские языки и славянство из непосредственных наблюдений, проникшись до глубины души идеей славянской взаимности, изменил своей первоначальной католическо-миссионерской карьере, подчинил интересы вероисповедные национально-культурным интересам всего славянства как целого и стал ревностным пропагандистом идеи славянского единения под главенством России, служению которой посвятил все свои труды (невзирая на постигшую его тяжелую долю — 15-летнюю ссылку в Сибирь).

История древних цивилизаций
Византия




Правители Руси в картинках



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Афина

Фригг

Тор

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd