Мифология Эллады
Мифология Месопотамии
Мифология Мезоамерики
Мифология Японии

Сисситии и законы в Спарте

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Сисситии выступали своеобразным политическим клубом, где в непринужденной обстановке обсуждались важнейшие вопросы полиса, где формировалось и выражалось общественное мнение. Участники сисситии делали денежный взнос по 10 оболов в месяц, а также продуктами – вином, сыром, оливами, фигами, ячменем и др. Тот, кто не делал взноса, исключался из сисситии, и это означало лишение гражданских прав. Правила сисситии не допускали роскоши, комфорта, пьянства, чревоугодия; не разрешалось пить неразбавленное вино, не дозволялось есть дома, за пределами сисситий.

Сисситии поддерживали идею равенства граждан и способствовали их сплочению, были центром общественной жизни, осуществляли контроль над своими членами. Однако прокламируемого равенства не было уже в VIII веке до нашей эры. Часть спартиатов постепенно теряла свои клеры и, соответственно, полноправие, не могла участвовать в сисситиях. Выделялись богатые семьи, о чем свидетельствует увлечение коневодством, что было признаком большого богатства.

Спартанцы
Спартанцы в бою у Фермопил

Ряд законов были направлены против роскоши: запрещалось использовать золото, серебро и драгоценные камни под страхом смертной казни; запрещались дорогие материи; жилища не должны были выделяться индивидуальностью, они должны были строиться одним топором и одной пилой; запрещался выезд за пределы государства; оставление Спарты рассматривалось как побег из войска и наказывалось смертной казнью. Для предотвращения накопительства и коррупции были введены железные деньги – мины, несколько десятков кг весом; чтобы, к примеру, заплатить 5 мин, требовалось использовать повозку; при этом железо этих денег отличалось хрупкостью и не было пригодно для вторичного использования.

Серия законов касалась воспитания воинов. Новорожденные подлежали освидетельствованию филархами, старейшинами родовых фил: слабые дети посвящались богам и относились в горы, здоровые дети получали имена и переходили под опеку рода. До семи лет мальчики находились с матерью, затем передавались на общественное воспитание. Они должны были знать письмо, но преимущественное внимание уделялось спортивной и военной подготовке. Мальчики должны были спать на подстилке из камыша, есть грубую пищу, притом весьма немного, ходить босиком, купаться в холодной воде, играть голыми. С двенадцати лет юношам выдавался один хитон на год без нижней одежды, волосы остригались. Воровство считалось проявлением ловкости и удали.



Мальчиков также обучали правильной речи (она должна была быть четкой и краткой — лаконичной), чтению и письму, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению. Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до 60 лет. Только удача на военной службе могла прославить спартиата. Лишь имя погибших в бою за отечество могло быть выбито на могильном камне. Каждый спартиат мечтал попасть в отряд трехсот, который в битве сражался рядом с царем. Спартанское войско было единственным профессиональным во всей Греции, так как спартанцы не занимались ручным трудом, проводя все время в военных занятиях и охоте. Девушек в Спарте воспитывали в семье, их также обязательно развивали физически.



Военная мощь Спарты давала ей возможность активно влиять на ситуацию в Греции. Покорение во второй половине VI века до нашей эры Аркадии положило начало Пелопоннесскому союзу. Затем в него вступают Коринф, Мегара, Эгина. Спарта, как и Афины, претендовала на роль гегемона Греции. Очень важным было участие Спарты в Греко-персидских войнах, особенно в таких эпизодах, как защита в 480 году до нашей эры Фермопильского прохода тремястами спартанцев и семьюстами добровольцев во главе с царем Леонидом, битва при Платеях 479 года до нашей эры, в которой участвовало 10 тысяч лаконских воинов. После Греко–персидских войн обострились отношения между Спартой и Афинами. Спарта опасалась роста могущества Афинского морского союза, к тому же эти государства поддерживали разные формы управления: Спарта — олигархические, Афины — демократические. Противоречия привели к Пелопоннесской войне между двумя могущественными государствами, в которой верх одержала Спарта.

История древних цивилизаций

Социальная стратификация Эллады